Мошенники попадаются на пути жертвы тогда, когда человек к встрече не готов.
Сложно сказать, что это: судьба, великолепное чутье мошенников, информационная неграмотность пострадавшего, сложная ситуация, когда человек устал, мыслями погружен в другие заботы и не может адекватно отреагировать на наезд. Может быть, все вместе. Профилактика – знать мошеннические методы, чтобы суметь уберечься от атаки.
Онлайн-нападение выглядит, например, так. При попытке зайти в личный кабинет на сайте банка приходит смс о необходимости ввести не логин, а номер карты и мобильного телефона, что якобы необходимо для предотвращения случаев мошенничества.
Естественно, ничего не подозревающий владелец карты выполняет команду. Затем звонит вроде бы сотрудник банка и говорит, что сбой в системе, и надо дождаться еще одного смс с кодом и ввести его для разблокировки онлайн-сервиса. Владелец карты продолжает послушно все выполнять. Финал – смс, что с карты списаны деньги. Только после этого пострадавшие обычно звонят на горячую линию банка и узнают, что стали жертвой мошенников.
Каким должно быть поведение в такой ситуации?
При сбое нужно руководствоваться не входящими звонками, а самостоятельно обращаться в службу технической поддержки банка.
Телефон горячей линии банка размещен на обороте карты, на официальном сайте банка, в договоре о выпуске и обслуживании карты.
Если якобы сотрудник банка сам позвонил или написал, нельзя сообщать сведения о себе и своей карте.
Когда деньги уже похищены, необходимо срочно позвонить в банк, сообщить о мошенничестве и заблокировать карту.
Далее нужно отправить запрос на выписку по счету и написать заявление о несогласии с данной операцией по карте.
Следующий шаг – обращение с заявлением о хищении в правоохранительные органы.
Все свои письменные заявления лучше делать в двойном экземпляре и просить, чтобы при приеме заявления была сделана отметка на том экземпляре, что останется у вас. Везде указывайте, что вам нужен еще и письменный ответ на ваше заявление.
Вам может быть выплачена компенсация, если вы не нарушали условий ее использования и обратились в банк не позднее дня, следующего за днем, когда было получено уведомление от банка о совершении операции.
Если же была ситуация, что кража денег с карты произошла по неосмотрительности владельца, который сообщил мошенникам свои персональные данные, банк вправе не возвращать деньги.