Ужасные двухлетки, трудный возраст, кризис трех лет, возраст строптивости и истерик. Так называют период, когда проклевывается личность. Всем трудно – только вчера был сладкий младенец, а сегодня тиран всей семьи.
Родители, понимающие, какие важные процессы происходят в психике двухлетнего человека, могут вместе с ребенком интересно прожить это время.
- Чудесный и великий момент рождения личности: ребенок впервые говорит «Я» – вместо называния себя по имени. Он осознает, что он отдельный человек; понимает, что не слит с мамой. Позвольте ему проявлять свою волю – он уже сам может выбрать цвет футболки или вкус мороженого, игрушку или книжку. Давайте выбор, а если дали – не давите, не отговаривайте и не уговаривайте на другое.
- К двум годам ребенок овладел множеством социальных навыков: есть, умываться, ходить на горшок, дать понять, что он хочет. Это дает уверенность в себе и ощущение всемогущества – он больше не младенец. Не глушите его волшебное «я сам» – старайтесь по возможности разрешать. Конечно, это сложнее для родителя в короткой перспективе (больше уборки) – но ощущение победы от настоящих самостоятельных действий в этом возрасте даст базу на всю жизнь.
- Тогда же, когда ребенок сказал «я сам», появляется его мощное «нет!». Часто он говорит нет только чтобы сказать нет. Спорить, уговаривать, кричать и тем более наказывать его бесполезно. Немного может помочь, если вы не будете допускать голода и переутомления ребенка: заканчивать прогулку или мероприятие до того, как он устанет или проголодается, носить с собой воду и перекус. Негативизм будет длиться вплоть до окончания кризиса трех (на самом деле двух) лет. На «нет» двухлетки мало что может повлиять, поэтому лучше смириться с тем, что в некритичных случаях придется переносить время выхода, отменять поездки и закладывать на дорогу в 5 раз больше времени, чем требуется.
- Двухлетки страшные консерваторы – они педантично следят за соблюдением раз и навсегда заведенного порядка: кубики должны всегда лежать тут, полотенцем вытираться так, чашка только такая. Это дает ребенку ощущение стабильности и контроля над миром. Поддержите свое чадо в его страсти к ритуалам – вот увидите, педантизм скоро пойдет.
- В два года ребенок начинает хотеть быть внешне похожим на взрослого, к которому привязан – понаблюдайте, как он копирует вас. Это хороший сигнал, пользуйтесь: носите с ним одинаковые шапки или варежки, ешьте одинаковые творожки, пользуйтесь одинаковым шампунем, привяжите одинаковые светоотражающие знаки к одежде. Акцентируйте моменты, в которых вы похожи – для двухлетки это проявления любви.
- В два года ребенок игнорирует запреты. Он не манипулирует и не назло, он не хочет довести родителей. Ему жизненно важно проверить, до какой степени можно прогибать и взламывать границы. Запрещайте только то, что нельзя не запретить. Не запрещайте ерунду.
- Двухлетка в состоянии стресса регрессирует и начинает вести себя так, как диктует древняя программа выживания: стоять на месте и орать как можно громче. Не воспитывайте его в этот момент; не угрожайте оставить одного, не уходите от него. Возьмите на ручки, как годовалого или хотя бы присядьте и обнимите. В моменты, когда ребенок «плохо себя ведет», он больше всего нуждается в поддержке взрослого.
- В два года начинает бурно развиваться фантазия, это прекрасный возраст для рисования. Покупайте все принадлежности для рисования, которые может позволить ваш кошелек и рисуйте вместе. Вы увидите у ребенка потрясающую динамику в развитии техники, чувства цвета и понимании границ листа.
- Не избегайте конфликтов с ребенком – ему нужно выслушивать твердое «нет» от взрослых в уважительной форме. Будьте готовы выдержать его слезы и настоять на своем решении, если это действительно важно. Вы можете сказать что-то вроде: «Я понимаю, тебе хочется … , но мы не можем этого сделать потому что …, поэтому придется ….. Если хочешь, я тебя пожалею и обниму, но будет … »
- В два года у ребенка появляются первые страхи. Не смейтесь над ними. Будьте рядом и успокаивайте его. Днем можно страхи нарисовать вместе.
Да, выполнять его требования, помогать, поддерживать и давать свободу выбора – насколько возможно. Нет, он не избалуется и не сядет на шею.
Если месседж «Я всегда буду поддерживать тебя, потому что я тебя люблю» является фоном детства ребенка – он вырастет во взрослого, который умеет поддерживать и заботиться.