По украинскому задали прочесть отрывок из стихотворения Василя Симоненко про бабушку Анисью и ответить на вопрос: напишите искренне, за что вы благодарны бабушке Анисье. Отрывок, надо сказать, вообще не отражает сути стихотворения. Из него ничего не понятно. Поэтому мы нашли в интернете стихотворение целиком и прочли. Я читала - слезы лились из глаз. Но я, правда, тонкослезая:), легко плачу.
Прочли стихотворение, прочли биографию автора, школьный возраст его - то, что интересно школьнице моей. Ее очень впечатлило, что он ходил в школу за 9 км от дома, даже в лютые снега и морозы, и ЛЮБИЛ школу. Сказала, что это невозможно - как можно любить школу. Пыталась объяснить, почему тогда многие школу любили. Не знаю, поняла ли...
В общем, подошли к самому заданию - благодарность бабушке Анисье. Я многозначительно вопрошаю:
- За что ты благодарна бабушке Анисье?
- Ну за то, что она вынесла такую тяжелую ношу - повторяет слова из стиха.
- Какую ношу? Почему она тяжелая?
- Ну, у нее же погибли дети.
- Ну а что ты чувствуешь? Почему мы должны быть благодарны? (я спрашиваю, а и сама толком не знаю, что она может ответить).
- Я ничего не чувствую, я же такого не испытывала - отвечает мой искренний ребенок.
Абсолютно серьезно и ответственно, не отказываясь от задания. А ведь действительно, как может ребенок чувствовать благодарность к какой-то бабушке из стихотворения, если ей это настолько далеко, что просто недосягаемо. Попыталась объяснить, что такое война, погибшие дети и муж, тяжелая жизнь после войны, одинокая старость... И о том, что таких бабушек Анисий были тысячи...
Мне кажется, дочери стало чуть понятнее, о чем речь. По крайней мере, она смогла дополнить свой ответ словами "за то, что смогла пережить свое горе - смерть сыновей и полюбить Василя (это автор стихотворения, а бабушка - его соседка была) как своего сына". Мне ответ понравился. Хоть и не слишком глубокомысленно, но по крайней мере искренне.
Вообще, у нас сегодня ПРАВИЛЬНОЕ выполнение уроков, на мой взгляд, не механическое, а с обдумываниями.
Математика тоже. Одно задание сделала, а второе - задача - "мама, объясни". Я начинаю объяснять, вижу - не слушает, не вникает, ждет, когда дообъясняю, чтобы записать. Она ее даже решила. Правильно. Но НИФИГА не поняла. Просто подставила цифры - получился правильный ответ. Пришлось идти на маленькую хитрость с подкупом:
Давай так: ты сейчас самостоятельно решаешь задачу двумя способами, и за это получаешь кукурузные палочки с сыром (вредно, но это то, чем ее сейчас можно мотивировать).
Ура! Она пошла на это. Хотя в середине своих изысканий кидала книжку и кричала - не хочу я эти палочки, я не буду решать. Но в конце концов решила и ПОНЯЛА. Вроде бы:) Так что палочки уже трескает, пока я пишу в дневник:)
*********
В тему про домашние задания: нужно ли их проверять и заставлять делать
Вот послушала психолога нынче раскрученного по фамилии Лабковский "домашние задания проверять не надо, заставлять делать не надо, ничего не надо прямо с первого класса - пусть сами. Это их жизнь и их ответственность. Они - отдельные личности. Помочь, только если просит помощи. Но тут помочь обязательно".
Во многом согласна. Но вот не могу отделаться от привычки контролировать. И она тоже привыкла к этому. Потому без контроля делать ничего не будет. По крайней мере в первое время (если я решусь на такую радикальную для нас авантюру). Наверное я пока не готова так резко все менять. Ребенок у меня с ответственностью не дружит и не чувствует, когда стоит проявить ее. Всегда знает, что мама проследит, мама напомнит (100500 раз), заставит. А она еще и посопротивляется - вот и пообщались...
Но хочется воспитать дочь самостоятельной и ответственной. Буду пробовать постепенно переходить от контроля к самостоятельности.
Самое сложное - она может перестать быть отличницей. А я привыкла:) Это надо пережить...
ПС: Вечером перед сном, когда мы немножко разговариваем о том, о сем, о прошедшем дне, Поля мне неожиданно сказала: "Мам, мне сегодня очень понравилось делать уроки - математику и украинский". Вот так. Это победа:)