Сегодня, на второй композиции "Золотого осла" – "Белая", случилось то, к чему не был готов совершенно!
В финальном действии захлестнул катарсис. Каждую секунду хотелось растягивать и надеяться, что ничто эту тончайшую магнетическую атмосферу не разрушит. Но каждое новое событие этот эффект лишь усиливало, вылившись в какой-то совершенно немыслимый финал, после которого вся публика (на минуточку 9 часов просидевшая в зале) разразилась бурной овацией, словно этих 9-ти часов и не было.
Изначально, модуль, из которого Борис Юхананов это действие "вырастил", был предложен композитором Кирилл Широков в содействии с Верой Романовой. И это – очередное нам всем свидетельство, что из композиторов получаются фантастические режиссеры. Видимо умение строить произведение по музыкальным законам, навык взаимодействия с темой, ее разработкой, разворачиванием материала во времени делают такую сложную вещь как разворачивание его еще и в пространстве – всего лишь одной из вполне достижимых задач. И снова Юхананов здесь просто поражает визуальной красотой, ненагроможденностью и лаконичностью решений.
По сути, это действие – не что иное как музыкальный материал, зашитый в театральную форму. За исполнение музыки тут отвечают сплошь талантливые композиторы и музыканты, а костяк сильнейших и ярких композиторов, умение работать со звуком и звучащим – возможно главное преимущество Электротеатра Станиславский над другими.
Сама же "Белая" композиция, в сравнении со вчерашней "Мохнатой", стала сдержаннее в интонации, более медитативной и созерцательной. Пропали все радикальные "заигрывания" со зрителем, театральной "кухней". Первое действие лишь едва навевает воспоминания о прожитой вчера "наваристой театрализации". Второе же – почти академическое, цельное, законченное, очень насыщенное текстом, который подается продемонстрированным вчера "эпическим" принципом.
Но опять же, такая метаморфоза происходит не в отрыве — все мостики переброшены, как со вчерашней композицией, так и с сегодняшними дневным модулями. Если кто не следил за трансляцией (а она в предыдущем посте), то сегодня дневная сессия модулей обрела серьезность, вчерашняя "игривость" медленно начала исчезать, зритель получил право высказываться: ставить оценки, предлагать решения. Он начал постепенно перерождаться из зрителя в со-автора. И тем самым открывать в себе способность воспринимать спектакль не только со стороны зала, но и со стороны сцены.
Так и "Белая" вечерняя композиция сегодня отказался от буйной шероховатости вчерашней "Мохнатой" композиции. Честно говоря, по началу это было принять непросто. Все же к здоровой анархии привыкаешь быстро, на нее подсаживаешься, ее даже начинаешь ждать, рассчитывать на нее. Да и в целом эффект новизны "первого дня" действительно испарился и включаться приходилось с усердием. Если вчерашний день весь вращался вокруг зрителя и его восприятия, обслуживал чисто зрительский интерес, то сегодня зрителю самому приходилось этим восприятием скрипеть, активно применять освоенное за два дня на практике.
Но сегодняшний финал композиции это старание вознаградил — даже не возвращением концентрированного заряда энергии (как случилось вчера), а именно каким-то хорошим ощущением восхищения и наслаждения от проделанной работы (как своей в роли "со-автора", так и "авторов").
Что касается публики, то давно я не видел столь разнородного зала, который, просидев в субботний день с 14:00 до 23:00, не бежит в сторону гардероба, а весь как один не отпускает артистов с поклонов и потом еще долго не может заставить себя покинуть места. В такой момент заряжаешься оптимизмом относительно людей, с которыми живешь и встречаешься взглядом на улице.
И если вчера главный герой так и не решился войти в храм, то сегодня он туда вошел, сегодня он узрел Изиду во всем ее могуществе и завтра собирается начать спуск по кругам ада в нижние миры.
Как вы понимаете, "Осел" необходимого для инициации места назначения достиг, решение совершил, а это уже заслуживало оваций и поклонов (которые отсутствовали вчера). Поэтому делюсь традиционным видео, из которого можно ухватить происходившую в зале за несколько секунд до этого магическую атмосферу.
И я тут даже вилять не буду и признаюсь: меня выбраться на "Золотого осла" побудил в первую очередь интерес именно к самой форме этого "разомкнутого пространства". Что это такое? С чем его есть? Как все это выдержать? То есть я готовился к чему-то непривычному, странному, старался распределить силы на всю дистанцию и к столь сильным эмоциям и потрясениям оказался вообще не готов.
Боюсь даже представить что будет завтра (хотя традиционная трансляция с модулей должна продолжиться).
А сегодняшнюю композицию, если что, также можно совершенно спокойно смотреть отдельно, в отрыве от остального процесса, других спектаклей проекта и дневных модулей. Да, немного пропадет контекст, утратится гипертекст, но сам текст будет усвоен предельно конкретно. А третье финальное действие сейчас на эмоциях хочется вообще пожелать увидеть каждому. Лично я взял с себя обещание как минимум отдельно на него еще раз сходить и убедиться, что "Сон осла" не был моим сном.
"Ни в какой другой стране, тетушка, я не чувствовал себя так свободно, как здесь... хотя и опасаюсь козней черной магии!"
[Апулей, "Метаморфозы"]
___________
Источник материала, фото, видео и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/370728263376083
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant