Мы привыкли считать сказку неотъемлемой частью нашего детства. И думаем, что дальше влияние сказки на нашу жизнь не распространяется, что теперь нам не до волшебства и всяких там историй.
Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Вот некоторые факты о сказках, которые по-другому оценить их роль в нашей жизни.
1. Любимые детские сказки влияют на взрослую жизнь. Сценарии любимых историй детства четко отслеживаются в поступках и сценариях взрослых. Достаточно узнать какие сказки любил в детстве человек, чтобы понять как он будет поступать в определенных ситуациях. Это касается и семейной жизни, и любви, и работы, и денег.
2. Сказки существую не одну тысячу лет. Ученые были очень удивлены, когда, разбирая старинные рукописи четырехтысячной давности, увидели сюжет истории о работящей сестре, злой мачехе и двух ее завистливых лентяйках-сестрах. В сказках разных народов мы часто встречаем похожие сюжеты.
А в жизни мы с ними встречаемся еще чаще, но немного в другом варианте. Например - один начальник-самодур, два его любимчика-болтуна, которым достаются премии и должности, и один пахарь-работник, который разгребает все проблемы и не слышит благодарностей. Знакомо?
3. С точки зрения психологов юнгианской школы считается, что в сказках нашло свое отражение коллективное бессознательное. Некоторые метафизики сказали бы по этому поводу, что через сказки с нами контактирует вселенский разум.
Очень часто именно через образы сказочных героев в процессе консультирования легко поднять вытесненные переживания, ресурсные стороны личности активировать.
4. В древние времена сказки, притчи или мудрые истории рассказывали мудрецы или глубокие старцы. Считалось, что именно через такие волшебные аллегории они объясняли законы мироустройства и давали советы своим повелителям.
Учить уму-разуму взрослых дядей, которые могли казнить сгоряча было опасно, а рассказывать поучительные истории для просветления мозгов этим дядям - почетно. А детям сказки всегда рассказывали старики, передавая житейскую мудрость и объясняя законы жизни.
Сейчас вместо сказок мы читаем притчи или сами складываем метафоры.
5. Иногда нам кажется, что сказка написана «про всю жизнь». Но она почему-то обрывается в самом неожиданном месте. Например, на свадьбе героев. Сказка – не биография героев, а история о том, как они пережили один из своих жизненных кризисов. Проще говоря – одна сказка рассказывает о решении одной проблемы героя. Причем героев и проблем в одной сказке может быть несколько.
6. У детей и взрослых совершенно разный подход к восприятию сказок. Взрослый отслеживает в сказке сюжетную линию, причинно-следственные связи, рациональное зерно. Ребенок воспринимает сказку, как некую реальность, законы жизни в которой совпадают с правилами нашей жизни. Ребенок по сказкам иногда создает у себя базовый набор реакций на жизненные события. Устанавливает эмоциональные маркеры «хорошо» и «плохо».
7. Как ни странно на первый взгляд, но и основные (базовые) мужские и женские роли ребенок усваивает из сказок. Именно опыт поступков сказочных героев и героинь создает у ребенка представление о том, как поступают женщины и как поступают мужчины в разных ситуациях. И это сказывается на его ожиданиях от себя и противоположного пола во взрослой жизни.
А вот в этом случае особенно важен подбор сказок - какие часто повторяющиеся сценарии мы предлагаем детям. Т.е. на выбор сказок сильно влияют личностные особенности выбирающего сказку, покупающего книгу, включающего мультик... Всегда ли мы их учитываем и понимаем, какой фундамент будущего закладываем у своих детей?
8. Выбор сказок, которые читают детям в разных семьях, зависит в основном от семейных (родовых) сценариев поведения, привычных реакций. Родители, подбирая сказки, передают ребенку представление о той последовательности выборов и предпочтений, которая присуща именно этой семье. Когда подбором сказок для чтения занимается человек со стороны, у него появляется возможность изменять родовой сценарий. К сожалению, мало кто из родителей рассматривает выбор сказок именно под этим углом.
9. Наиболее полезным может быть не столько чтение самой сказки, сколько последующее ее обсуждение с ребенком. Так достигается большая доверительность и душевная близость в процессе анализа сюжетной линии. Ребенок привыкает открыто говорить о том, что думает, и у него есть уверенность, что его мнение интересно взрослым. Это помогает ему сформировать хорошую самооценку и быть открытым к диалогу. Взрослый, в свою очередь, в процессе беседы может мягко при помощи вопросов или уточнения деталей направлять внимание ребенка и расширять рамки его восприятия, показывать ему более ресурсные сценарии. Очень важно показывать ребенку параллели сказки с реальностью - как на примере в п.2.
Как видите, не все так просто с детскими сказками. Если вдумчиво перечитать сказки, которые мы в детстве любили, можно узнать о себе многое. Получить ответы, как выйти из непростых жизненных ситуаций. Или как перестать попадать в них раз за разом. Как реализовать свои способности и получить заслуженное признание. Как найти себе партнера, с которым можно прожить в любви и согласии долгие годы.
И это только часть секретов, которые таят в себе наши добрые детские сказки!
Мне очень интересно ваше мнение о детских сказках! Какие сказки вы любили в детстве? Замечаете ли их проявление во взрослой жизни? Как вы выбираете сказки детям-внукам?
Ставьте лайки, если тема важна - я буду еще писать о сказках и их героях.