Почти 12 лет назад Москва получила самый крутой и самый мощный орган. Один из самых больших в Европе. Теперь в Светлановский зал Дома музыки съезжаются послушать орган гости со всего мира.
Чтобы сделать такое музыкальное сокровище, был проведен конкурс среди органных производителей, в котором победила немецкая фирма Klais из бывшего столичного города Бонн - один из самых крупных мировых брендов в этом деле, в консорциуме с другой немецкой фирмой GlatterGötz. В итоге мы получили лучшее немецкое качество.
И тут стоит отметить, что в XVIII-XIX веках Россия сама обеспечивала себя органами. К нам в питерские органные мастерские приезжали учиться из Голландии и Франции. Наши мастера изобрели многие ноу-хау в органостроении.
Но потом на наш органный рынок пробились крупные европейские концерны (компания из Бонна - одна из них) и вытеснили нашего отечественного производителя. С тех пор мы вынуждены закупать органы у зарубежных поставщиков.
Однако, вернёмся к нашим органам.
Тактико-технические характеристики органа Светлановского зала поражают воображение. В высоту он выше хрущовки - 15 метров, ширина - 10 метров, глубина - 4 метра, а весит 30 тонн. Внутри около 6 тысяч труб различной длины: от 10 метров до нескольких сантиметров.
Управляется этот музыкальный монстр с этого рабочего места. В распоряжении органиста четыре ручных клавиатуры по 61 клавиши каждая, так называемые мануалы. И ещё одна клавиатура педальная, чисто для ног.
Рычажки справа и слева - это переключатели регистров. Раньше их переключал помощник органиста, но после подключения компьютера последовательность переключения регистров стала автоматической. У этого органа 84 регистра, это лучший показатель в Москве! По силе своего звучания он может перекрыть любой симфонический оркестр.
Мануалы бывают двух видов: механические и электрические. Олдскульные и накаченные органисты выбирают механику, как во времена Баха.
Вообще, каждый орган это не только собранный под заказ музыкальный инструмент. Его делают уникальным под каждый конкретный концертный зал. Соответственно, у каждого органа своё оригинальное звучание.
Кроме того, перед каждым сольным концертом орган нужно пол-дня настраивать в абсолютно пустом и тихом зале.
Кстати, в Светлановском зале установлена уникальная электроакустическая система Constellation американской компании MeyerSound, а стены отделаны деревом байкальской лиственницы.
Constellation состоит из комплекса микрофонов, платформы цифровой обработки звука и активной акустики. Звук улавливается микрофонами, подаётся для обработки на процессоры D’mitri. Те обсчитывают время реверберации, ранние отражения, громкость и "теплоту" звука и подают полученный сигнал на громкоговорители системы.
В задачи Constellation не входит усиление или изменение звука — только исправление дефектов акустики или создание новой геометрии зала.
Органные трубки сделаны из специального мягкого сплава олова и свинца. Они имеют очень тонкие стенки, их нельзя чистить и мыть.
И если вы в каком-нибудь старинном городке увидите почерневший от времени орган, то это нормально, не надо это связывать с традиционной европейской неряшливостью.
Так как орган очень сложный музыкальный инструмент и за ним необходимо следить и ухаживать. Внутри него поддерживается необходимый климатический режим, а к трубкам лучше вообще не прикасаться, любую из них можно проткнуть пальцем.
В заключении хочу сказать, что здорово когда у нас в городе есть такой замечательный инструмент.
А я, пожалуй, схожу в Светлановский зал. На Баха (с).