Найти тему

Новая Цивилизация: история войн в Eve Online ( ч. 3)

Сетевые многопользовательские игры вообще интереснейшая область для изучения человеческого поведения. Здесь сплетаются личные и общественные интересы, сами собой выстраиваются сложные структуры и отношения. Американцы, как люди, у которых первая реакция на что-то новое "Это интересно, давайте посмотрим, как это устроено", исследуют эту среду и отдельные кейсы, вовсе не обязательно связанные с политикой или экономикой (экономика игр - одна из важнейших и обширнейших областей для изучения).

Например, знаменитая уже пандемия  в World of Warcraft, которую изучали все, включая  специалистов по биотерроризму.

Эпидемия "заклятья порченной крови" случилась в 2005-м году и привела к фатальным последствиям. Само чумное заклинание было частью игрового процесса, с его помощью можно было заразить другого персонажа. Низкоранговые игроки погибали, более прокачанные теряли силу и здоровье, но могли выжить. Зараза действовала 10 секунд и в одной "географической" зоне. Если персонаж не умер, он выздоравливал (всё как в жизни). Но из-за бага зараженными оставались ручные животные охотников, а они уже сеяли чуму везде. Охотники отозвали их из чумной зоны и выпустили в других, безопасных,  не зная, что их зверушки остаются носителями заразы, и началась настоящая пандемия. Ко всему, переносчиками оказались еще и NPC (non-player-characters) - персонажи-роботы.  Города реально были завалены трупами. Началась паника среди игроков, многие просто перестали заходить в игру.

И в этой ситуации люди повели себя по-разному - в каких-то областях установили жесткий карантин, отбиваясь от желающих найти спасение, другие, имеющие навыки лечения, старались помочь зараженным и снимали заклятье с пострадавших, кто-то ушел подальше в леса. Но образовалась и небольшая группа биотеррористов, этакий игровой Талибан. Они прятались в горах, заражали своих зверушек, потом обратно заражали себя, проникали сквозь карантины и заражали других. Как охарактеризовали эту деятельность в Cracked, "It was douchebaggery on measurable scientific and national security scales". Их никто не агитировал, они не читали религиозных магических книг, они были такими же эльфами-магами или кем там положено быть, но они планомерно уничтожали мир, в котором сами и жили. Я думаю, они много могли бы рассказать о природе терроризма.

Близзарду пришлось перезагружать сервера, чтобы прекратить всё это безобразие.

В 2008-м году разработчики намеренно повторили эпидемию уже с зомби, но она была управляемой.

Теперь это уже классический кейс, которому посвящено огромное количество статей, в частности и в медицинском журнале Lancet. Позже Близзард совместно с эпидемиологами создал эмулятор глобальной катастрофы.

Но вернёмся к Еве. Она отличается от других многопользовательских ролевых игр по многим параметрам (например, она скучная, хихи), но что особенно важно  - в Еве нет сценария, которому должен следовать игрок. Он просто живёт: приходит в мир и заполняет его кусочек собой. Из этих крохотных деталей, как в недавно упомянутом эксперименте Реддита с чистым полем и цветными пикселями, складывается большая картина. Но иногда один маленький пиксель перекраивает карту мира.

Так в 2009 году благодаря одному человеку был уничтожен до основания крупнейший и старейший альянс Band of Brothers (или просто BoB). Человека звали Haargoth Agamar, он был  ветераном BoB и занимал там очень высокий пост директора корпорации, но возненавидел собственную команду, людей, которые со временем пришли туда, саму политику и идеологию альянса.  В отличие от драмы Убиквы, здесь не было такого уж хитроумного плана, просто упала одна костяшка домино и дальше рухнуло всё.

 Тут самое время рассказать о главном противнике BoB - уже упомянутом в прошлых выпусках альянсе GoonSwarm.

Эмблема GoonSwarm
Эмблема GoonSwarm

Главное, что надо знать о нём, весь он вышел из форумов очень популярного юмористического сайта SomethingAwful. И попасть в "Гуны" можно было только через SomethingAwful и никак иначе. В игре, где каждый второй может оказаться агентом или предателем, доверять можно было только своим, да и то, как показывает эта история, с большой оглядкой. "Гуны" не только большие, наглые и агрессивные, они еще и прекрасно организованы при, как это не странно, плоховатой дисциплине. Это на них работал Vile Rat, он создал там разведывательную службу и службу безопасности, у них есть своя пиар-служба и свой спикер, свой отдел пропаганды, свои аналитики, дипломаты и шпионы. Короче говоря, АП бы обзавидовалась такой организации.

Весельчаки из GS практиковали развод новичков: объявляли набор пилотов с улицы, а затем грабили их и выгоняли на мороз, но кто-то оседал в дочерних корпорациях (альянсы состоят из корпораций). Опытные игроки об этом знали, но нубов всегда хватало. И вдруг на один из их призывов откликнулся Агамар, игравший за альтернативного персонажа. Сначала он решил, что это будет неплохая возможность заслать Гунам своего шпиона.

Но у Гунов, как было уже сказано, имелись спецслужбы и, даже собираясь просто облапошить лоха, они пробили кандидата по всем своим игровым "адресным базам" и увидели, что парень имел отношение к вражеской корпорации, а значит, его надо гнать сразу без разговоров. И тут Агамар решил раскрыть своё настоящее лицо уже как директор одной из корпораций BoB и предложить свои услуги новым работодателям. Есть разные версии произошедшего: по одной гунские начальники обольстили его ("одержали Культурную Победу"), по другой, более достоверной, он сам уже был готов к новой жизни. Во всяком случае, Гуны, заполучив сторонника такого ранга, стали неторопливо исследовать, как его лучше использовать. Сначала они хотели с его помощью просто ограбить его корпорацию, но потом обнаружилась забытая фича - от прошлых передвижений по служебной лестнице у Агамара остался доступ к совершенно невероятным возможностям внутри альянса, о чем никто уже не помнил. Он мог "уволить" всех, а сам альянс распустить. Но главное, он мог лишить его Суверенитета, это такая важная сущность во вселенной Евы, на которой, как на трех китах и разных черепахах, держится Могущество (я пропущу технические подробности, игроки в Еву всегда вам могут их подробно разложить).

-3

И вот один день BoB лишились всего. Точнее, из-за разницы во времени, а верхушка альянса располагалась в Европе, для них это была ночь. Временные пояса играют огромную роль в Еве и навязывание своего времени действия является важным стратегическим преимуществом.

Счета генералитета были опустошены, "звездные врата" закрыты, пытавшиеся спасти имущество беженцы захвачены или уничтожены, а главное, на лишенную Суверенитета обширную территорию бросились все альянсы, корпорации и группы. Грабь награбленное!

BoB лишились не только богатств, земель и флота, они лишились имени и эмблемы. А что потеряно в Еве, то потеряно навсегда. Кроме жизни.

По мотивам этой и других историй Ева выпустила рекламный ролик, где ситуация показана под другим углом и перед игроком ставится выбор - безграничная власть или личная месть. Личное или общественное?

BoB никогда не восстановился в прежнем виде. Всё пришлось начинать сначала под новым названием KenZoku.

Этот драматический эпизод в истории Евы поставил множество вопросов. И не о роли личности в истории, а о том, что внутри большой организации никто не может обладать безграничными правами, верхушка не должна иметь возможность разрушить саму себя вместе со всей структурой, и еще о том, что отношения внутри не могут строиться на доверии - ни твой пост, ни послужной список или иные заслуги, ни личные отношения - не могут быть основанием для того, чтобы доверить тебе жизненно важные рычаги. Слабым звеном любой системы по-прежнему является человек.

Продолжение следует...