Всё началось с шутки. Хотя нет – с мечты. Данная книга сразу же после своего появления в продаже стала легендой. О ней многие слышали и мечтали, но никто не видел этот двухтомник вживую. Шутка ли – цена в 999 евро и тираж всего-навсего 500 экземпляров. Я тоже мечтал об этом издании, но и помыслить не мог, что однажды стану его обладателем. Это что касается мечты.
А шутка – во время обсуждения грядущего дня рождения я обмолвился своей жене, мол, "вот бы мне в подарок эту книжку…". Посмеялись и забыли, да? На самом деле нет. Моя супруга любит делать подарки, что называется, "в масть". Собственно так я и получил эту великолепную книгу – золотой двухтомник «Group B - The Owner's Edition».
Нет, конечно же золотых книг об автоспорте не делает никто. Но с учетом уникальности содержания этой книги и ее стоимости, её смело можем назвать эту книгу золотой!
Англо-германское издательства McKlein на протяжении многих лет печатает книги, посвященные истории автомобильного спорта и прежде всего ралли. В портфолио издательства книги про Колина МакРея, гоночную семью Тойвонен, Вальтера Рёрля, гонки Тарга Флорио и 24 часа Нюрбургринга.
В начале 2008 года основатель агентства Рейнхард Клейн в соавторстве с Джоном Дейвенпортом выпустили книгу, посвященную истории раллийных автомобилей группы Б – она тоже есть в моей коллекции.
Однако по признанию самих авторов на 256-ти страницах они не сумели рассказать все, что хотели. Отсюда и родилась идея издать "сумасшедшую книгу о сумасшедших временах", так сказать гигантский альманах для гигантских фанатов. И они сделали такую книгу - двухтомник «Group B - The Owner's Edition».
Работа над книгой велась на протяжении трех лет - с весны 2008 по лето 2011 года. Итогом трехлетней работы стало создание настоящего книжного монстра! Тираж этой книги составляет крохотные пятьсот экземпляров. Первый покупатель получил ее еще летом 2011 года, а распродан тираж был лишь к 2017 году. Но причина не в том, что книга неинтересна - наоборот, это настоящий кладезь текстовых, статистических и фотоматериалов о самом интересном периоде в мировом ралли. Просто цена этого раритета запредельно высока...
За что же поклонники ралли должны выложить такие деньжищи? У меня в руках первый и единственный в нашей стране экземпляр книги. Первое ощущение - до чего же она большая! Суммарный объем двух книг 1008 страниц, а общий вес двухтомника почти 15-ть килограмм. Но ценность определяется не геометрическими размерами и объемом, самое главное - наполнение. А оно у издания в буквальном смысле слова эксклюзивное.
Для начала - каждый экземпляр лично подписан легендарными пилотами той эпохи. Свои автографы оставили Ханну Миккола, Стиг Бломквист, Тимо Салонен, Юха Канккунен, Вальтер Рёрля и Маркку Ален. Собрать такую коллекцию автографов сейчас практически нереально.
Книга охватывает короткий временной интервал - всего четыре года: с 1983 по 1986 год. Но это, пожалуй, самый яркий и захватывающий период в истории мирового ралли - безумные времена легендарной группы Б.
Основная часть двухтомника посвящена обзору этапов чемпионата мира по ралли, однако помимо "голов, очков и секунд" в книге много различных забавных историй, байек и анекдотов. К сожалению, авторам пришлось рассказать и о печальных событиях, сопровождавших автомобили группы Б на протяжении их короткой, но яркой карьеры.
В двухтомнике нашлось место для подробного, изобилующего техническими подробностями рассказа о каждом автомобиле группы Б и группы S. Не обойдены вниманием прототипы, тестовые версии гоночных автомобилей и проекты будущих болидов - некоторые из них остались только в чертежах, которые можно увидеть только на страницах этой книги!
Не забыли авторы и о нашей Ладе ВФТС! Информации и фотографий этой машины немного - все-таки в середине 80-х годов «железный занавес» еще не упал. Но рассказ об этом автомобиле стал приятным подарком для российских различных фанатов.
Любителей статистики «Group B - The Owner's Edition» порадует как информацией обо всех этапах чемпионата мира и Европы по ралли тех лет, но и статистикой абсолютно всех ралли и ралли-рейдов, в которых принимали участие автомобили группы Б. Помимо статистической информации о гонках в двухтомнике есть и статистика по автомобилям - госномера и номера шасси.
Тексты сопровождаются более чем тремя тысячами фотографий, а также фотокопиями страниц газет, журналов, штурманских стенограмм, писем и других документов. Отдельного внимания заслуживают подробные фотоотчеты из святая святых - заводов команд, выступавших в чемпионате мира по ралли.
Это действительно отличная книга и она стоит своих денег. Пугает только одно - что если издательство McKlein решит создать нечто подобное про группу А или WRC? Никаких денег не хватит…