Шведские послы прибыли в Новгород и объявили Александру Ярославичу, что северные Русские земли - Новгород и Ладога - принадлежат им по праву. Что ж, Новгород не считал себя Русью и к Понизовью (Владимирскому, Киевскому, Галицкому и прочим княжествам) относился высокомерно. Но хотели того новгородцы или нет, а ими правили прямые наследники русского князя Рюрика.
Кроме того, новгородские словене были православными в отличие от своих северных соседей, католиков. Можно сопротивляться княжеской власти, предпочитать торговать с немецкими купцами, можно даже сложить голову в сражении с суздальцами, но нельзя изменить вере и тем самым загубить свою бессмертную душу!
Вот поэтому можно сказать, что Александр Ярославич, в первую очередь, сражался за русскую веру, за единоверцев. Если верить летописи, а не кинофильму, то им были произнесены иные слова, взятые из Священного Писания, - не « Кто к нам с мечом ... » , а « Не в силе Бог, а в правде».
Поход на Русь был задуман шведами едва ли не как увеселительная прогулка, но они столкнулись с Александром Ярославичем! Что мы знаем об этом владимирском князе? Он родился в 1220 году и восьмилетним вместе со старшим братом Федором был отослан отцом в Новгород. Строптивые новгородцы княжичей приняли столь неласково, что им пришлось убраться восвояси. Ярослав решил настоять на своем и спустя два года вновь отправил сыновей в Новгород. Увы, спустя три года Федор, наследник Ярослава, погиб в сражении с мордвой. В 1236 году князь Ярослав уехал править Киевом, а шестнадцатилетний Александр с этого времени был предоставлен самому себе. В это время татары ринулись на Русь, но до Новгорода не добрались. Молодому князю от этого было не легче - ему предстояло сдерживать напор врагов с запада: шведов, ливанцев и литовцев. Юноше предстояло стать защитником православия на самой границе с католическим миром.
В 1239 году князь сыграл свадьбу со своей тезкой, княжной Александрой, дочерью Брячислава Полоцкого. А уже в следующем году шведы напали на Псковскую область и двинулись на Новгород.
С небольшой дружиной молодой князь ночью 15 июля напал на шведов, когда те стояли на Неве, в устье Ижоры. Сам Александр Ярославич, сражаясь в первом ряду, ранил Биргера, как о том сказано в летописи, «неверному кралю их возложил острием меча печать на челе». Шведы позорно бежали прочь.
За эту победу русские люди нарекли князя Невским. Важна была не только сама по себе победа в сражении, но и явное свидетельство благоволения небес к Александру. Хотя князь противился этому, но все же некий ижорский староста по имени Пелгусий поведал всем о своем видении, когда святые князья Борис и Глеб пришли на помощь князю Александру, как и сказано в стихотворении Мея.
Новгородцы, преследовавшие шведов, видели порубленных врагов там, где сражения и не было. Все уверились, что те пали жертвой небесного воинства. Тем не менее неблагодарные новгородцы после битвы на Неве рассорились с князем, Александр покинул их и уехал в Переславль-Залесский.