Найти в Дзене
Истории. Судьбы. Герои

Побег из ада

Оглавление

Советский лётчик угнал фашистский самолет из концлагеря и раскрыл тайны немецкой космической программы

Имя лётчика Михаила Девятаева раньше было известно всей стране. Его подвиг был описан даже в советских школьных учебниках по истории. Однако сегодня его невероятный случай несправедливо забыт. Напоминаем вам о нём и прославляем героя!

Михаил Девятаев родился в 1917 году в мордовском селе Торбеево. В годы Великой Отечественной – лётчик-истребитель, уничтожил 9 самолётов противника. В июле 1944 года был сбит и выпрыгнул с парашютом, тяжело ранен и попал в плен. В первые же дни плена совершил неудачную попытку побега и в качестве наказания выслан в лагерь смерти Заксенхаузен на территории Германии. Благодаря помощи подполья, Девятаеву удалось избежать смерти в Заксенхаузене – он получил нашивку на робе вместо другого узника и жил в лагере под чужим именем.

Зимой 1945 Михаил Девятаев был отправлен в концлагерь на остров Узедом в Балтийском море. Здесь, в ракетном центре Пенемюнде, проводились испытания баллистических ракет «Фау-2», секретного супероружия Третьего Рейха. Именно эти ракеты в 1944 стали первыми объектами, покорившими космос («Фау-2» достигла высоты 188 км). Этими ракетами фашисты обстреливали Лондон и готовили удар по Нью-Йорку с использованием подводных лодок. На основе «Фау-2» готовились еще более мощные прототипы ракет, способные нести и атомное оружие.

-2

Девятаев организовал среди заключенных лагеря Узедом группу из 10 человек и начал готовить побег. Дождавшись хорошей погоды, 8 февраля 1945 года заключенные убили конвоира и захватили во время обеденного перерыва самолет Хейнкель-111. Этот бомбардировщик использовался в Пенемюнде для контроля испытательных пусков ракет и был снабжен особой радиоаппаратурой.

Девятаев, конечно же, не был знаком с устройством немецкого самолёта. Единственное, что ему удалось сделать за время подготовки к побегу – заранее изучить обломки от приборной доски и фрагменты кабины недавно разбившегося «Хейнкеля» на местной свалке. Мотор самолета оказалось очень сложно запустить – тем более, что с бомбардировщика был снят аккумулятор (благо, его быстро удалось найти неподалеку). После пробега по полосе взлететь не удалось, сказалось непривычное устройство триммера руля высоты. Самолёт набрал скорость на полосе, но не оторвался от земли. Девятаев резко затормозил его, едва не сломав шасси. На аэродром стали сбегаться встревоженные немецкие солдаты. Советский лётчик развернул самолёт, направив его прямо на группу солдат. Приложив вместе с товарищами огромное усилие на штурвал, Девятаев взлетел!

«Хейнкель» взмыл в небо, резко набирая высоту и теряя скорость. Самолёт уже начал «проваливаться», когда Девятаев все-таки сумел разобраться с триммером высоты и стабилизировал машину. На аэродроме была объявлена тревога. Зенитчики спохватились поздно и без команды сбивать свой самолёт не решились. В небо на перехват поднялся истребитель, но лейтенант Гюнтер Хобом за штурвалом не смог обнаружить беглецов (после войны Девятаев встречался с Хобомом и некоторое время переписывался с бывшим врагом). Позднее над Балтикой сбежавший «Хейнкель» был обнаружен немецким «Фокке-Вульфом-190», возвращавшимся с одиночного задания. Но на истребителе не было боеприпасов и группе Девятаева вновь повезло – «Фокке-Вульф» пролетел мимо, не причинив вреда. Узнав о побеге, Герман Геринг распорядился расстрелять коменданта лагеря Узедом и начальника авиабазы в Пенемюнде.

-3

Советский лётчик, не имея карты и приборов, определял направление полёта по солнцу – недаром для побега был выбран ясный день. Баки «Хейнкеля» были заполнены доверху – топлива хватало даже до Ленинграда. Однако беглецы отчётливо понимали, что лететь над советской территорией опасно – самолёт с крестами наверняка собьют. Девятаев сориентировался по береговой линии и изменил курс в сторону предполагаемой линии фронта. По самолёту сразу же открыли огонь советские зенитчики, и Девятаеву повезло в очередной раз! Самолёт не получил серьезных повреждений, его удалось жёстко посадить. Беглецов сразу же встретили советские солдаты.

Семеро из десятерых беглецов (трёх офицеров, включая Девятаева, ожидала жесткая проверка НКВД) сразу же были зачислены в действующую армию, участвовали в форсировании Одера и штурме Берлина. Из этих семерых солдат за два оставшихся военных месяца в живых остался только один. Девятаев сразу же сообщил командованию координаты стартовых позиций «Фау-2» и рассказал о деятельности объекта – это позволило Советской Армии быстро захватить секретное оружие и изучить его. «Фау-2» стала основой советского ракетостроения. «Отец» советской космонавтики С.П. Королев уделил огромное внимание немецкому опыту и несколько раз встречался с Девятаевым, обсуждая ракетные запуски времён войны.

-4

Михаил Петрович Девятаев был освобожден из фильтрационных лагерей НКВД уже после войны. В 1946 году, испытывая сложности с поиском работы, вернулся к своей довоенной профессии – устроился на работу в Казанский речной порт. Герой работал грузчиком, затем – дежурным по вокзалу, и только в 1949 году стал капитаном катера. В начале 1960-х годов Девятаев стал одним из капитанов скоростного речного судна – теплохода на подводных крыльях «Метеор».

Заслуженная награда нашла героя только в 1957 году. По представлению от Сергея Королёва, за помощь в создании первых советских баллистических и космических ракет Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Герой прожил долгую и славную жизнь и умер в 2002 году в Казани.

Автор статьи: Андрей Ермоленко-историк, резидент проекта @RussianHistory_

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и мы будем радовать Вас новыми историями от наших авторов!