Не спать полноценно месяцами. Ослабить или оборвать социальные связи. Потерять всю прежнюю жизнь и собственный доход. Практически не общаться со взрослыми людьми на взрослые темы. Чувствовать, что регрессируешь. Если даже получается встретиться со старыми знакомыми – уже неинтересны их темы. Ощущение западни и бесконечного дня сурка. Однообразное напряженное внимание. «Сканер» всегда включен; в каждый момент может быть сигнал тревоги. Результат работы обнуляется каждые полчаса. Никакой благодарности или награды. Такой избыток тактильных и слуховых раздражителей, что 20 минут в тишине и чтобы никто не прикасался – недостижимая мечта. Невозможность побыть одной. Делиться своим состоянием и жаловаться нельзя: скорее всего, не поймут и не одобрят.
Это будни большинства мам маленьких детей. Каждый день, неделя за неделей, месяц за месяцем. Хорошо, если ребенок не болеет и у самой не слишком большие проблемы со здоровьем – а если нет?
Для психического благополучия нужен баланс между «получать» и «отдавать». У мамы младенца он сильно нарушен: она очень много отдает и никак не восполняет свой физический и эмоциональный ресурс.
Когда родственники предлагают посидеть с ребенком, чтобы женщина отдохнула, крайне уставшая мать может вести себя внешне нелогично: отказывается от помощи, говорит, что не устала. У матери к усталости добавляется беспокойство за ребенка: она не хочет разлучаться с ним; ей кажется, что ребенка у нее как будто отнимают – и с точки зрения природы это правильное поведение.
Родственники или знакомые могут помочь уставшей маме, не предлагая забрать поняньчить ребенка, если она не готова с ним расставаться. Можно помочь в бытовом плане: сходить в магазин или аптеку, приготовить еду, помыть пол, купить что-то вкусное.
Когда муж принимает активное участие в уходе за младенцем с первых дней жизни: купает, укладывает спать, меняет подгузники, моет, поит из бутылочки, играет – ребенок к отцу быстро привыкает, узнает и спокойно остается с ним, а мать может сходить на прогулку. Если отец не берет на себя часть репродуктивного труда, считает это «немужским» делом – его приходится выполнять одной матери, больше некому. Если маленького ребенка бывает нужно оставить с отстраненным отцом, младенец сильно плачет, когда мать уходит. Разумеется, она не может оставаться спокойной в такой ситуации. Прогулка не дает отдых: женщина часто звонит мужу, спрашивает все ли в порядке и торопится домой.
Если матери длительное время никто не помогает и она каждый день много месяцев находится наедине с маленьким ребенком (муж не вовлечен в уход, помощников нет) со временем у нее может развиться нервное и эмоциональное истощение: появляется равнодушие к ребенку и своим обязанностям, отстраненность, чувство собственной некомпетентности. От усталости становится невозможно избавиться – мать просыпается уже без сил. Приятные привычные мелочи перестают радовать. Жизнь видится в сером цвете. Появляется чувство нереальности происходящего: все как будто во сне. Крайние случаи такого материнского истощения попадают в сюжеты новостей – иногда единственным выходом начинает видеться выход в окно.
Что делать уставшей маме.
- Есть тревожные звоночки – обязательно просить помощи у окружающих, а от мужа требовать выполнения родительских обязанностей.
- Если помочь некому – самой прекратить делать все, что можно не делать. Выполнять необходимый минимум и отказаться от стремления к идеалу – здоровье дороже.
- Если состояние подавленности и усталости длится несколько недель или месяцев и со временем ухудшается – как можно быстрее обратиться к врачу-психиатру, он сможет определить, нужна ли медикаментозная помощь. Симптомы депрессивного расстройства матери маленького ребенка игнорировать нельзя – это может привести к печальным последствиям для обоих.
- Берегите себя. Ребенку вы нужны живая и здоровая.