В начале XX века среди многочисленных эмигрантов, покидавших Россию, были две женщины, которые оказали особое влияние на политическую жизнь США: левая анархистка Эмма Гольдман и правая либертарианка Алиса Розенбаум, известная под псевдонимом Айн Рэнд.
Эмма Гольдман
Эмма Гольдман родилась в 1869 году в Российской империи. Её родители были ортодоксальными евреями и пытались воспитывать детей в строгости - однако Эмма с детства отличалась непокорным характером. В юности, после переезда её семьи в Санкт-Петербург, она увлеклась революционными идеями. Роман Чернышевского "Что делать?" она впоследствии будет называть своей любимой книгой, а его главную героиню Веру - своим главным примером для подражания.
Когда ей было 17 лет, она вслед за старшей сестрой Еленой уехала в США и стала работать на текстильной фабрике. В 1887 году она вышла замуж за рабочего Якова Кершнера и получила американское гражданство. Впрочем, спустя год после свадьбы супруги развелись.
Тем временем Гольдман постепенно втягивалась в анархистское движение в США. В 1886 году на площади Хеймаркет в Чикаго произошёл крупный митинг рабочих, требовавших перехода на 8-часовой рабочий день. Внедрённый в ряды демонстрантов агент бросил в полицейских бомбу - в ответ те открыли огонь по рабочим. На следующий день по подозрению в организации беспорядков арестовали восемь анархистов, четверо из них в итоге были повешены. Возмущённая приговором, Эмма Гольдман окончательно присоединилась к анархистам. Она стала участвовать в демонстрациях и выступать с речами и лекциями перед рабочими и безработными.
В 1893 году за одну из таких речей она была арестована и осуждена на год тюрьмы. Суд расценил как призыв к мятежу её лозунг:
"Протестуйте перед дворцами богачей, требуйте работы! Если вам не дают работы — требуйте хлеба! Если вам не дают хлеба — возьмите его сами!"
Об этом деле много писали в прессе. Некоторые журналисты отзывались об Эмме Гольдман как о смелом борце за права простых людей и называли её "новой Жанной д'Арк". Более консервативная часть прессы считала её опасной смутьянкой. Со временем за ней закрепилось прозвище "Красная Эмма".
После отбытия срока на выходе из тюрьмы её приветствовала толпа из нескольких тысяч людей.
Её популярность росла, и со временем она стала выступать с лекциями не только в США, но и в Европе.
В сентябре 1901 года анархист Леон Чолгош застрелил президента США Уильяма Мак-Кинли. Эмма Гольдман как видная представительница анархистского движения стала одной из первых подозреваемых в соучастии в преступлении. Вина её доказана не была (и Гольдман, судя по всему, действительно не имела отношения к действиям Чолгоша). Тем не менее, это убийство вызвало возмущение в обществе и сильно повредило репутации анархистов. Следующий после Мак-Кинли президент США, Теодор Рузвельт, объявил о намерении нанести удар "не только по анархистам, но и по всем активным и пассивным сторонникам анархистов". Какое-то время Эмме Гольдман пришлось скрываться и жить под выдуманным именем, работая сиделкой.
В 1903 году был принят закон, позволявший выдворять анархистов из США. Из протеста против этой меры Гольдман и её товарищи возобновили свою активность, снова начав выступать с речами и манифестами в прессе. В 1909 году Эмму Гольдман лишили американского гражданства - однако это не помешало ей продолжить публичные выступления и публикацию статей в анархистских изданиях. Несколько раз её сажали в тюрьму на небольшие сроки - в том числе за антивоенные речи во время Первой Мировой войны и за статьи о контрацепции, которые по американским законам того времени объявлялись "непристойными".
После Октябрьской революции 1917 года в США усилился страх перед так называемой "Красной угрозой". В результате в 1918 году ужесточили американский закон об иммиграции, расширив тем самым возможности для депортации иностранцев, призывающих к революции и мятежам.
Ужесточение мер против левых активистов было направлено не в последнюю очередь против Эммы Гольдман. В ходе судебного процесса о её депортации обвинение представлял лично Эдгар Гувер - будущий директор ФБР, в тот момент занимавший пост начальника отдела общей разведки Министерства юстиции США. Гувер называл Эмму Гольдман "одним из самых опасных анархистов Америки".
21 декабря 1919 года Эмму Гольдман и ещё 248 анархистов-иностранцев посадили на пароход "Бьюфорд" и депортировали из США в Советскую Россию, где большевики встретили их с почестями. Этот пароход войдёт в историю под названием "Красный ковчег". (Многие считают, что именно "Бьюфорд" вдохновил советские власти на организацию так называемого "Философского парохода", который в 1922 году выдворил из России в Европу более 160 представителей интеллигенции, в том числе известных писателей и мыслителей, критиковавших советскую власть. Впрочем, большевики, в отличие от властей США, выдворили не иностранцев, а рожденных в России граждан).
Несмотря на своё неприятие любой формы государственной власти, поначалу Гольдман приветствовала Октябрьскую революцию и верила, что большевики действовали во благо народа.
Однако после двух лет, проведенных в России, её энтузиазм сменился разочарованием:
"Я видела перед собой большевистское государство, огромное, сокрушающее любое созидательное революционное усилие, подавляющее, унижающее и разлагающее всё и вся. [...] Настоящая Русская Революция имела место в летние месяцы 1917-го. В этот период крестьяне овладевали землей, рабочие фабриками, таким образом, демонстрируя хорошее понимание социальной революции. Октябрьский переворот был последним штрихом к работе, начатой шестью месяцами ранее. В великом восстании большевики присвоили себе голос народа. [...] Но как только прилив революционного энтузиазма вознес их на вершину власти, большевики отказались от этого маскарада. Именно тогда началось духовное отчуждение между большевиками и Русской Революцией. С каждым последующим днем промежуток становился более широким, их интересы все более расходились. Сегодня не будет преувеличением заявить, что большевики являются заклятыми врагами Русской Революции"
В 1921 году она снова покинула разочаровавшую её Россию. Несколько лет она скиталась по Европе - причём там из-за своих антисоветских взглядов столкнулась с отчуждением не только со стороны консерваторов, но и со стороны своих товарищей-революционеров и коммунистов, считавших необходимой поддержку Советской власти в России.
В 1933 году Эмме Гольдман удалось получить разрешение на въезд в США для проведения лекций о своей жизни в России - при условии, что она не станет рассуждать о текущих политических делах в Америке. Её выступления вновь имели успех. В 1934 году, когда срок её американской визы истёк, она поселилась в Канаде; в повторном посещении США ей было отказано.
Умерла Эмма Гольдман в 1940 году в Торонто. За свою жизнь она успела написать собственную автобиографию, а также несколько книг и эссе о своих взглядах, в том числе "Анархизм", "Патриотизм - угроза свободе" и "Брак и любовь".
Алиса Розенбаум (Айн Рэнд)
Алиса Розенбаум родилась в 1905 году в Санкт-Петербурге, в 1924 году там же окончила университет, получив специальность преподавателя истории. Затем ещё год проучилась в ленинградском Техникуме сценических искусств. В 1925 году в советской серии брошюр "Популярная кино-библиотечка" была опубликована её первая печатная работа - очерк о творчестве популярной американской актрисы Полы Негри (она, кстати, тоже родилась в Российской империи под именем Аполония Халупец).
В 1925 году Алиса Розенбаум получила визу для посещения родственников в США. Прожив несколько месяцев у родных в Чикаго, она вскоре перебралась в Калифорнию, стала работать статисткой в Голливуде - и на родину уже не вернулась (Её родители остались в СССР и погибли во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны). В 1929 году она вышла замуж за актёра Фрэнка О'Коннора, и в 1931 году получила американское гражданство.
Со временем Алиса Розенбаум добилась некоторых успехов как сценарист. Её первую пьесу "Ночь 16 января" поставили в одном из театров Лос-Анджелеса уже в 1934 году. В 1936 году вышел её роман "Мы - живые" о борьбе личности против тирании в послереволюционной России. В Америке книга была встречена прохладно и продалась лишь небольшим тиражом. (Однако через несколько лет роман станет объектом неожиданного внимания в Италии: там в 1942 году, во время правления Муссолини, роман "Мы - живые" был без разрешения и даже без ведома автора экранизирован, потому что его сочли хорошим образцом антикоммунистической пропаганды).
В 1940-е годы Айн Рэнд постепенно начинает увлекаться политической деятельностью. В 1940 году она вместе с мужем работала волонтёром в предвыборном штабе кандидата в президенты США от Республиканской партии - Уэнделла Уилки.
В 1943 году к ней приходит первый большой писательский успех - публикация её романа "Источник", который через пару вошёл в список бестселлеров New York Times и был переведён на несколько языков, а в 1949 году экранизирован.
Параллельно с писательской деятельностью Айн Рэнд всё больше увлекается политикой. Основу её взглядов составлял антикоммунизм и неприятие советской власти, поэтому она присоединилась к нескольким антикоммунистическим движениям в США. В 1957 году она написала свой последний и самый знаменитый художественный роман - "Атлант расправил плечи" - в котором, впрочем, сюжет служит лишь фоном и средством для формулировки политических и философским взглядов автора. В дальнейшем от написания художественной прозы Айн Рэнд перешла к изданию политических манифестов: «Для нового интеллектуала», «Добродетель эгоизма», «Капитализм: неизвестный идеал», «Новые левые: антииндустриальная революция» и др.
Айн Рэнд считается родоначальником философии индивидуального рационализма. Она называла стремление каждого человека к собственному счастью главным двигателем прогресса и залогом благополучия человечества в целом. Она отвергала идеи коллективизма, ограничения свобод и вмешательство государства в экономику, а функцию власти видела в первую очередь в защите прав человека, в том числе права собственности.
Книги Айн Рэнд обосновывали моральное превосходство капитализма над коммунизмом - и в эпоху идеологического противостояния между СССР и США её аргументы оказались очень востребованными среди американских политиков. По словам Алана Гринспена, руководившего Федеральной резервной системой США с 1987 по 2006 год, именно Айн Рэнд убедила его, что "капитализм не только эффективен и практичен, но и морален".
В 1960-е и 1970-е годы Айн Рэнд, будучи довольно популярным философом, выступала с публичными лекциями и продолжала публиковать свои политико-философские эссе.
Скончалась Айн Рэнд в 1982 году в Нью-Йорке от сердечной недостаточности.