Найти тему
Lady's Secret

Семь необычных способов смотреть кино

От 3D до интерактивных сеансов и кинозалов, где можно подпевать,

Изобретатель жанра триллера Альфред Хичкок активно использовал техники погружения аудитории - от 3D до правил поведения во время киносеанса
Изобретатель жанра триллера Альфред Хичкок активно использовал техники погружения аудитории - от 3D до правил поведения во время киносеанса

Едва возникло кино, как режиссеры и сценаристы начали придумывать новые способы погружения в этот вид искусства.

Хотя технологии сделали прыжок, а экраны увеличились, средство кинокомуникации существенно не изменилось - линейный рассказ с проекцией изображения на экране. Поэтому желание изменить формат и усилить диалог аудитории с режиссером всегда вдохновляло на эксперименты и инновации в кинозале.

3D и панорамное кино

Как рассказывает историк кино Дэвид Бордуэл, в начале 1950-х в киноискусстве появились две технологические инновации. Обе с треском провалились, обе пережили громкое возрождения несколько десятилетий спустя. Речь идет о 3D и панорамном кино.

Хотя в 3D вышли несколько очень известных кинолент, в частности, "В случае убийства набирайте "М" Альфреда Хичкока (1954), формат считался в целом неудачным.

Технология 3D показов возникла еще в 1950-е, но долго оставалась на обочине киноиндустрии
Технология 3D показов возникла еще в 1950-е, но долго оставалась на обочине киноиндустрии

Десятилетиями он оставался на заднем плане киноискусства и не исчез окончательно только благодаря нескольким фильмам ужасов, среди которых - "Маска" Уорнер Бразерс (1961) и "Плоть для Франкенштейна" Энди Уорхола (1973).

Бурное возрождение 3D-фильмов началось только пять лет назад с блокбастеров "Аватар" и "Повелитель времени", а также анимационной ленты "Вверх", которые имели невероятный кассовый успех.

Технология 3D победила свой неудачный имидж пятого колеса в телеге, и сегодня не только приключенческие, но и серьезные ленты выходят одновременно в 3D и 2D форматах.

Панорамное кино (или "Синерама", по названию бренда киносистемы - Ред.) демонстрировалось на больших изогнутых цилиндрических экранах и отличалось также спецификой съемки (изображение делилось на несколько частей, каждая из которых снималась отдельным объективом на отдельную кинопленку. - Ред.).

Как и 3D, технология заинтересовала Голливуд, и мир увидел несколько громких релизов в панорамном формате, в частности вестерн 1962 года "Как был завоеван Запад" с Джимми Стюартом в главной роли.

Впоследствии "Синерама" вышла за пределы специального трилинзового оборудования, которое стояло в начале создания этой технологии, и получила вторую жизнь в системе широкоформатного кино "Аймакс" (англ. Imax - Image Maximum "максимальное изображение". - Ред.).

Новый формат сначала испытали на музейных фильмах, но вскоре он начал повсеместно использоваться и для показа блокбастеров.

Погружение в ужасы

Интерактивные трюки и всевозможные ухищрения во время кинопоказов первым использовал Уильям Касл, знаменитый режиссер малобюджетных фильмов ужасов 50-х и начале 60-х годов. Изобретенные им техники со странными названиями Emergo и Percepto заставляли зрителей физически чувствовать, что случилось на экране.

Режиссер хорроров 50-х Уильям Касл ввел "перерыв страха", когда зрители могли покинуть кинозал, если были слишком напуганы
Режиссер хорроров 50-х Уильям Касл ввел "перерыв страха", когда зрители могли покинуть кинозал, если были слишком напуганы

Во время демонстрации фильмов над зрителями летали скелеты, кресла в кинозале вибрировали и иногда даже били током, а через красные пластиковые очки можно было увидеть призраков.

Позже последователи Уильяма Касла сопровождали кинопоказы воспроизведением запахов с помощью технологии Smell-O-Vision и заставляли зрителей подписывать медицинское согласие на случай, если у них сердце не выдержит от страха.

Во время показа триллера "Убийственный" в 1961 году перед кульминационным моментом фильма Уильям Касл ввел 45-секундный "перерыв страха", во время которой зрители могли покинуть кинозал, если слишком сильно испугались, а также получить назад деньги за билеты. Во время другого фильма зрителям предоставлялась возможность выбрать конец фильма с помощью голосования.

Правила киносеанса

Успех киноэксперимента Уильяма Касла также частично вдохновил "Психо" Альфреда Хичкока.

Неудивительно, что во время показов триллера в 1960 году Хичкок активно заимствовал техники погружения аудитории. Он разработал целый свод правил просмотра фильмов, в частности, строгий запрет опаздывать на показ фильма.

Перед просмотром фильма "Психо" Альфред Хичкок предупреждал зрителей не разглашать сюжет фильма
Перед просмотром фильма "Психо" Альфред Хичкок предупреждал зрителей не разглашать сюжет фильма

Специальный знак на входе в кинозал, который охранял человек в полицейской форме, сообщал: "Никто, даже родной брат менеджера кинотеатра, даже президент Соединенных Штатов или королева Англии (Боже, храни королеву) не будут допущены в зал после начала фильма".

Пока зрители стояли в очереди за билетами, они прослушивали записанное обращение самого режиссера, призывавшего не разглашать сюжет фильма.

Право голоса

В 1967 году на киновыставке в Монреале чехословацкий павильон показал фильм "Человек и его дом" - первый интерактивный фильм, сюжет которого определяли сами зрители. Система просмотра фильма, которая получила название "Киноавтомат", позволяла зрителям выбрать альтернативный ход сюжета, нажав на красную или зеленую кнопку.

Журнал "Нью Йоркер" провозгласил "Киноавтомат" абсолютным хитом и сказал, что чехи должны поставить памятник его изобретателю. После 40 лет неизвестности "Киноавтомат" вдруг воскрес во время Лондонского кинофестиваля, который проводит Британский институт кино, а также на его официальных онлайн-трансляциях.

Принцип активного участия зрителей - на этот раз с помощью компьютерных джойстиков - снова применили в 20-минутном "интерфильме" (интерактивном фильме) "Господин Пейбек", который демонстрировался в 44 американских кинотеатрах в 1995 году.

Кинокритик Роджер Эберт, которому не понравился ни интерактивный показ, ни сама лента, написал: "Это чистая психология толпы. Зрители неистово давят на кнопки, чтобы прийти к банальному общему знаменателю". Критик назвал фильм худшей лентой года.

Гибрид кино и лайв-шоу

Что может лучше привлечь аудиторию к активному участию, чем мюзикл?

"Звуки музыки", "Бриолин", "Ледяное сердце" в 2013 году приглашают зрителей подпевать вместе с актерами. Но впервые этот тренд ввел фильм-мюзикл 1975 года "Шоу ужасов Рокки Хоррора".

Во время ночных показов фильма в кинотеатрах США зрители хором повторяли реплики персонажей, подпевали, приносили предметы, которые принадлежали героям ленты, и переодевались в костюмы.

Увлекательные сцены этих интерактивных шоу можно посмотреть на официальном сайте поклонника мюзикла Села Пиро, который даже снял фильм о культовых показах фильма "Ночные существа".

Во время показов мюзикла "Шоу ужасов Рокки Хоррора" зрители хором повторяли реплики персонажей, подпевали и переодевались
Во время показов мюзикла "Шоу ужасов Рокки Хоррора" зрители хором повторяли реплики персонажей, подпевали и переодевались

Еще в начале 1930-х некоторые фильмы демонстрировали вместе с театральными или музыкальными спектаклями. И хотя эта традиция уже давно ушла в небытие, ее снова воскресили в амбициозном проекте "Терминатор 2" в 3D в 1996 году.

12-минутную ленту с Арнольдом Шварценеггером и Линдой Гамильтон в главных ролях демонстрировали на трех экранах в формате 3D в кинотеатрах тематических парков Студии Юниверсал по всему миру. В ключевые моменты показов кресла под зрителями падали, а герой Шварценеггера, казалось, прыгал на мотоцикле с экрана прямо на сцену.

Вертикальные экраны и непрерывный сюжет

В истории кино также было несколько попыток полностью переосмыслить традиционное киноискусство и сделать его более увлекательным.

Например, экспериментальная лента "Таймкод" 2000 года. Во время показа экран разделен на четыре части, которые одновременно демонстрируют четыре линии развития сюжета, снятые разными режиссерами (маленький спойлер - землетрясение охватывает одновременно все четыре экрана).

Кажется, смотреть такую ленту вообще невозможно, но с помощью звука режиссеры точно направляют взгляд зрителя к основному действию.

Видеоинсталляция художника Кристиана Марклея "Часы" 2010 года - это непрерывное 24-часовое видео, действие которого разворачивается в реальном времени, синхронизированном с местным часовым поясом.

"Часы" демонстрировались во всех известных галереях мира - от Нью-Йорка до Сеула, а зрителям предлагали приходить в любое время показа и оставаться столько, сколько они хотят.

Вертикальные экраны - это изобретение последнего времени, частично вдохновленное формой наших смартфонов.

Проект "Вертикальное кино", который предусматривает расположение кадров в портретном формате, начала группа кинематографистов. Показы часто происходят в церквях, высота которых позволяет демонстрировать такие фильмы.

Помощь зала

Кинопоказы открывают множество возможностей для демонстрации фильмов. Существуют кинозалы-бассейны или кинозалы-рестораны, где подают еду и напитки по сюжету фильма.

Мюзиклы, которые всегда поощряли зрителей подпевать, начали популярный тренд сочетания киносеанса с живым спектаклем с участием зрителей
Мюзиклы, которые всегда поощряли зрителей подпевать, начали популярный тренд сочетания киносеанса с живым спектаклем с участием зрителей

Иногда кинопоказы вообще превращаются в живые представления с участием актеров и зрителей. Например, сейчас очень популярны шоу Future Cinema в Лондоне или BBQ Films в Нью-Йорке.

"Это новый подход к восприятию киноискусства", - комментирует Габриэль Роудс из союза BBQ Films, стоя в школьном спортзале, декорированном под сцену из школьного вечера из фильма "Назад в будущее".

Впоследствии зрители, одетые как герои фильма, вместе с актерами выходят на танцевальную площадку и начинают танцевать под хиты 50-х.

"Мы рассказываем истории по-новому, предлагая зрителям живой социальный опыт", - добавляет Габриэль Роудс позже. Она рассказывает, что кинопоказы с привлечением зрителей к активным действиям проходят еще с 50-х годов. Но сейчас этот тренд, несомненно, возвращается в будущее.