Найти в Дзене
Жизнь в движении

Тайны неизвестного Северного Кавказа. От Каспия до Черного моря.

В поисках очередных идей по поводу предстоящего отпуска неторопливо осматриваю карту бывшего СССР. Много где был, много что видел и основной вопрос, в том, что самое интересное уже слишком далеко и не целесообразно менее, чем на 3-4 недели. Уверен, что у каждого, кто предпочитает активный отдых, такие мысли будоражат воспаленный мозг, спустя некоторое время после активного изучения бескрайних простор нашей Родины.
А ведь как ни крути, но всё самое интересное, (а самое интересное безусловно только там, где есть не только унылые равнинные пейзажи), начинается как – минимум в 1 500 км от Москвы в любом направлении.
Будь — то на Запад с его Карпатами, затерянными между Румынией, Словакией и Украиной или на Север с его Ловозерскими тундрами на Кольском полуострове, или на восток с его «седым» Уралом, протянувшимся от берегов Карского моря до степей Казахстана или на юг – на северный Кавказ и Закавказье.

Мой пульсирующий взгляд на секунду замирает на участке суши зажатой между Черными и Каспийскими морями.
В голове стремительно проносятся обрывки фраз из кинофильмов, книг, газет и выпусков новостей.
«Главный Кавказский Хребет», «Эльбрус», «Дагестанские Огни», «Домбай», «Северный Кавказ», «Архыз», «Казбек»

-2

Но есть стереотипы и они мешают нам жить. Отравляют наше бытие и сужают мир.
Многие наши идеи и начинания разбиваются о неприступные скалы старательно взращённых стереотипов с помощью социума, медиа и собственной глухоты.

А между тем, Кавказ сосуществует с Россией уже не одну сотню лет. Бок о бок. Бывало всякое за эти столетия,
но одно неизменно – это удивительные по – красоте места, удивительные люди и удивительная самобытная культура. Удивительное смешение христианства и ислама.

Да, безусловно, в девяностые и начало двухтысячных, там было совсем не спокойно. Как, впрочем, и, в, предыдущие столетия, во – время Кавказских войн.
Но вот последние лет десять, на Северном Кавказе относительно спокойно, а мы по – привычке в силу стереотипов считаем, что там терроризм, бандитизм, беспредел и прочие безобразия.

Северный Кавказ он обширен, и раскинулся от берегов Каспия до берегов Черного моря. И здесь граница России проходит аккурат по вершинам Главного Кавказского Хребта (ГКХ), образуя естественное разделение территории Кавказского хребта на Северный Кавказ и Закавказье. Закавказье – это республики бывшего СССР (Азербайджан, Грузия, Армения), а вот территория Северного Кавказа поделена между 9 субъектами федерации: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино – Балкария, Карачаево – Черкессия, Адыгея, Ставропольский и Краснодарский край.

Путешествия по Закавказью – это отдельная история, требующая немало времени и подготовки. Поэтому, этот цикл путевых записок будет посвящен только территории Северного Кавказа, находящихся в пределах границ России. Путевые заметки будут состоять из нескольких частей и хронологически разорваны.

По Северному Кавказу можно путешествовать разными способами, но вне зависимости от этого ваш путь на Кавказ лежит через федеральные трассы М6 «Каспий» или М4 «Дон», а упирается в федеральную трассу М29 «Кавказ», начинающуюся близ Тихорецка и заканчивающуюся за Дербентом на границе с Азербайджаном.

Высочайшие горные вершины Европы, живописнейшие горные ущелья, самобытное население и тысячи километров красивейших дорог.
Его невозможно охватить ни за неделю, ни даже за месяц. Его нужно смаковать, пробовать, уходить и снова возвращаться. Иначе не получится понять того послевкусия, что остается от его изучения.

Все описываемые события происходили в 2015-2016г и отражают ситуацию на тот момент времени. Для успешного повторения самых интересных частей этого маршрута,
необходимо озаботиться получением пропусков (в пограничной службе ФСБ РФ) на пребываение в 5-километровой пограничной зоне, т.к. часть троп и дорог проходят в
непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации с Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией и без пропуска пограничники вас не пропустят.

Пролог. История древних военных дорог.

Многие столетия существовало огромное количество троп через ГКХ, благодаря которым активно развивались товарные отношения между многочисленными
народностями, проживающими в этом регионе по разные стороны хребта.

Но в настоящее время, для пересечения ГКХ существует несколько более-менее известных дорог, доступных для колесной.
Но даже здесь есть ограничения – не везде возможно
пересечение государственной границы, так как не оборудованы международные автомобильные пограничные переходы.

ГКХ на самых восточных рубежах почти вполтную упирается в бирюзовую гладь Каспийского моря. Вдоль полоски между морем и Кавказким Хребтом,
в Республике Дагестан, проходит первая автомобильная и железнодорожная магистраль Махачкала – Баку с МАПП.
Далее в Республике Дагестан в Цунтинском р-не Бежтенского участка через перевал Вантлиашети проходит построенная в 1994г и блокированная пограничниками в 1997г Аваро-Кахетинская дорога. Следующая блокированная дорога уже будет в Чеченской республике в Аргунском ущелье, от Итум-Кале до грузинского Шатили.
Дорога также была построена в 90-е годы прошлого века дорога. По ней проходило снабжение «боевиков» провизией и боеприпасами во – время первой и второй чеченских кампаний.
Сейчас дорога не функционирует, а переход госграницы в этом месте невозможен. Далее, продвигаясь на Запад, мы минуем Ингушетию и оказываемся в Северной Осетии,
пересекая Военно-Грузинскую Дорогу. Военно-Грузинская дорога соединяет Владикавказ и Тбилисси, и в настоящее время — это единственный действующий МАПП (Верхний Ларс) между Россией и Грузией.
Двигаясь далее на Запад, мы оказываемся на Транскавказкой магистрали (Транскам). Транскам через Рокский тоннель соединяет Владикавказ с Цхинвалом и далее с грузинским Гори,
но в настоящее время здесь также не удастся пересечь границу с Грузией за Цхинвалом, т.к. Южная Осетия находится в спорном территориальном статусе, а граница блокирована уже более 25 лет.
Чуть западнее, в 50-80 км от Транскама проходит еще одна вековая дорога, известная как Военно-Осетинская дорога. Дорога начинается от села Нижний Зарамаг на Транскаме и через Мамиссонский перевал выходит в Грузинскую Сванетию — село Шови. Пересечение границы здесь также невозможно, хотя проезд по дороге на автомобильном транспорте доступен. А вот далее, почти до самого Черноморского побережья, ГКХ пересечь не удастся, не считая заброшенной Военной-Сухумской дороги, недоступной для колесного транспорта с середины 40-х годов XX века.

-3

Несмотря на то, что в последние годы на Северном Кавказе проложены десятки километров отличных дорог с твердым покрытием, они преимущественно являются радиальными по отношению
к федеральной трассе "Кавказ" и начинаются преимущественно на равнинной части республик.

Ну а мы, поставив перед собой задачу максимально избегать радиальных трасс с твердым покрытием, попробуем реализовать увлекательное и живописное
путешествие вдоль ГКХ, пересекая многочисленные горные ущелья, продвигаясь от республики к республике.

Осетия. От Казбека до Эльбруса по горным тропам
Кабардино-Балкария. От Казбека до Эльбруса по горным тропам
Карачаево — Черкессия.От Казбека до Эльбруса по горным тропам
Дагестан. Неизвестная Республика - Подготовка материала
Чечня и Ингушетия — - Сбор материала…
Адыгея и Краснодарский Край — Сбор материала…