Ученые пытаются оценить эффект светоотражающий одежды, но каждый раз приходят к разным результатам. Всё ужасно неоднозначно.
Человек на велосипеде должен быть заметен. Считается, что этому помогают не только фары, но и светоотражающая одежда. Британский министр транспорта Джесси Норман недавно предложил сделать ношение такой одежды обязательным. Но есть ли в этом смысл? Европейская федерация велосипедистов собрала у себя на сайте недавние исследования влияния светоотражающий одежды на безопасность. Картина получается противоречивая.
Есть, например, датское исследование, опубликованное в этом августе в издании Safety Science. Его авторы проанализировали велосипедные поездки 6 793 человек и пришли к выводу,что светоотражающая одежда снижает риск наезда автомобиля на велосипед на 47%.
С этим готовы поспорить сотрудники Университетской больницы Ноттингема. Они считают, что все как раз наоборот — светоотражающая одежда повышает вероятность попасть в аварию. Предположительно, дело в том, что надев светоотражающую одежду, люди чувствуют себя в безопасности и ведут себя более рисково. Звучит убедительно. Единственное, что можно поставить в упрёк исследователям из Ноттингема, это ограниченная выборка — они анализировали поведение всего лишь 76 человек, обратившихся за медицинской помощью.
В 2013 году доктор Иан Гаррад из университета бата и Брунеля решил испытать эффективность светоотражающий одежды на личном опыте. Он вооружился сенсором, способным оценивать расстояние до проезжающих мимо машин, и регулярно садился на велосипед в разных куртках и жилетах. Некоторые из использованных им моделей были не просто светоотражающими, но еще и с предупреждающими надписями на спине. Они оповещали водителей о том, что перед ними велосипедист новичок и призывали быть аккуратней. Гаррад даже завёл себе жилет на с надписью «Полиция», но всё напрасно. Судя по показаниям счётчика, форма одежды значения не имеет — всегда найдутся 1-2% водителей, которые при обгоне велосипеда не держат дистанцию и едут недопустимо близко.
Одежда, в которой испытывал судьбу и поведение водителей Иан Гаррад.
Впрочем, возможно всё дело в том, что Гаррад сделал ставку на верхнюю одежду, когда главное — это штаны. К такому выводу пришли сотрудники Университета Клемсона. Объектом их исследований стали водители машин. А вывод сводится к тому, что светоотражающая верхняя одежда действительно мало влияет на безопасность людей на велосипедах. А вот люди в светоотражающих лосинах сразу заметны и потому находятся в относительной безопасности.
Так что решает сами, как именно одеваться, выезжая в город на велосипеде. В любом случае берегите себя и не забывайте о том, что самое эффективное средство безопасности для людей на велосипедах — это выделены велоинфраструктура. Её эффективность сомнений уж точно не вызывает.