Человек - существо довольно примитивное. И поведением его зачастую руководит отнюдь не воля и разум, а просто реакция на гормоны в нашем мозгу. Возьмём для примера избыточное потребление. В далекой древности каждый приём пищи был не гарантирован. Лишь удачное стечение обстоятельств время от времени позволяло не только утолить голод «сейчас», но и запастись впрок. Эволюция предусмотрела возможность отложить необходимые позднее калории в жир. И подготовила награду в обмен на последующую тяжесть, одышку и прочие последствия переедания. Всплеск дофамина (гормона удовольствия) в мозгу даёт понять, что с точки зрения выживания вы действуете хорошо. И теперь не умрете прямо завтра с голоду. Что характерно, чем больше съедено, тем сильнее наслаждение процессом.
Данный механизм со временем распространился не только на еду. Теперь кайф дарят и другие случаи избыточного потребления. Нужно отметить, что со временем восприимчивость организма к дофамину снижается. Привычный объём потребления перестаёт вызывать прилив наслаждения. Чтобы получить похожие по силе ощущения, приходится увеличивать и увеличивать «дозу». Таков механизм формирования любой зависимости: от психологической (азарт, шопинг, порно), до чисто физиологической (еда и наркотики). Исключение - получение нового, свежего кайфа от другого стимулятора. Проще говоря, развитие дофаминовой зависимости идёт либо по пути увеличения дозы, либо через своеобразное «утяжеление» любимого вида «наркотика».
Помимо прямой награды за стремление делать запасы, есть так называемый «эффект Кулиджа». Он в своё время показал, что самец крысы может быть доведён соитиями с постоянной группой самок до полусмерти. И в результате перестаёт стремиться продолжать размножение. Но при появлении новенькой самки ситуация меняется. Естественно, крыс получает свежий кайф как награду за подвиг во имя генетического разнообразия. Тот же эффект сохраняется применительно к другим случаям избыточного потребления. «Необходимо что-то новенькое», - предлагает мозг. И направляет ноги в сторону ближайшего «драгдилера» в виде магазина промышленных товаров.
Чем, конечно же, пользуются маркетологи. Предлагая немного изменённый вариант классической модели. Который не способен создать или закрыть новую потребность. Но подарит полчаса дофаминового кайфа. Вспомним финскую Нокию. Которая имела под конец такое количество новых моделей в год, что большая их часть не запомнилась даже профессионалам. Что, кстати, стало одним из факторов, подкосивших гиганта. Ведь философия «выбросим на рынок глючный телефон и плевать – все равно еще пять в ряду стоят, допилим. Выпнули продукт в сроки, бонусы получены, и все – другой проект, другие идеи, вечный рост, стремление вперед» заведомо ведёт в яму. А ведь сейчас у них есть прямой последователь, совершающий ту же ошибку.
В общем, пока ноги держат, повода отказать себе в покупке очередного объекта проявления зависимости нет. Ведь «я в любой момент могу бросить. Просто пока не хочу».