Найти в Дзене
zabivan

Дивногорск и Красноярская ГЭС

 Побывать в Красноярске и не выбраться в Дивногорск, чтобы полюбоваться на Красноярскую ГЭС - непростительно! Поехали?
Побывать в Красноярске и не выбраться в Дивногорск, чтобы полюбоваться на Красноярскую ГЭС - непростительно! Поехали?
1. Итак, как же добраться в Дивногорск? Вариант с электричкой сразу отпадает - яндекс.расписания выдают всего два рейса в день со станции Красноярск-Пассажирский - в 04.34 и 17.47 местного времени. Остается маршрутка.
Главный пересадочный узел правого берега - Предмостная площадь, что перед Коммунальным мостом. Постоял минут 10 на остановке, к которой подходили только городские автобусы - где же маршрутки на Дивногорск?
Помогли прохожие :) Итак, становитесь лицом к мосту, обходите кольцо площади справа, переходите широкую улицу (проспект имени газеты "Красноярский рабочий"). За киосками и будет конечная, с которой уходят маршрутки в красноярские города-спутники. Дивногорские - №106, отправляется по заполнению.

Ехать почти час. По прибытию в Дивногорск я стал расспрашивать местных, как добраться до плотины. Выяснилось, что автобус до управления ГЭС отменили год назад. О такси я как-то не подумал, пошел пешком. А путь неблизкий - почти 7 километров :(
1. Итак, как же добраться в Дивногорск? Вариант с электричкой сразу отпадает - яндекс.расписания выдают всего два рейса в день со станции Красноярск-Пассажирский - в 04.34 и 17.47 местного времени. Остается маршрутка. Главный пересадочный узел правого берега - Предмостная площадь, что перед Коммунальным мостом. Постоял минут 10 на остановке, к которой подходили только городские автобусы - где же маршрутки на Дивногорск? Помогли прохожие :) Итак, становитесь лицом к мосту, обходите кольцо площади справа, переходите широкую улицу (проспект имени газеты "Красноярский рабочий"). За киосками и будет конечная, с которой уходят маршрутки в красноярские города-спутники. Дивногорские - №106, отправляется по заполнению. Ехать почти час. По прибытию в Дивногорск я стал расспрашивать местных, как добраться до плотины. Выяснилось, что автобус до управления ГЭС отменили год назад. О такси я как-то не подумал, пошел пешком. А путь неблизкий - почти 7 километров :(
2. Час ходьбы по малоинтересным окраинам города и лесной дороге. Наконец, увидел спуск к берегу - вот она, Плотина.
2. Час ходьбы по малоинтересным окраинам города и лесной дороге. Наконец, увидел спуск к берегу - вот она, Плотина.
3. Наверняка существуют более интересные видовые площадки. Я встречал в интернете фотографии с левого берега - плотина сбоку смотрится по-другому. Правда, я не разобрался, как туда попасть (возможно, туда пускают только организованные группы), и воспользовался самым доступным местом обзора.
Многие туристы ограничиваются осмотром сооружения с моста, расположенного в километре ниже по течению - часть трассы "Енисей" Р-257 (старый литер - М-54) Красноярск - Абакан - Кызыл. Как мне кажется, лучше пройти/проехать поближе.
3. Наверняка существуют более интересные видовые площадки. Я встречал в интернете фотографии с левого берега - плотина сбоку смотрится по-другому. Правда, я не разобрался, как туда попасть (возможно, туда пускают только организованные группы), и воспользовался самым доступным местом обзора. Многие туристы ограничиваются осмотром сооружения с моста, расположенного в километре ниже по течению - часть трассы "Енисей" Р-257 (старый литер - М-54) Красноярск - Абакан - Кызыл. Как мне кажется, лучше пройти/проехать поближе.
4. От Енисея так и веет холодом. Берег усеян крупным красным камнем, по которому неудобно ходить. Если приедете сюда - наденьте спортивную обувь, я пожалел, что в тот день предпочел мокасины, а не кроссовки.
4. От Енисея так и веет холодом. Берег усеян крупным красным камнем, по которому неудобно ходить. Если приедете сюда - наденьте спортивную обувь, я пожалел, что в тот день предпочел мокасины, а не кроссовки.
5. Строительство Красноярской ГЭС велось в 1956-1972 годах. Была выбрана Шумихинская площадка - она понравилась проектировщикам гранитными скалами по берегам и крепким дном Енисея. Он здесь уже широкий и полноводный - каких трудов стоило перекрыть столь мощное течение!
Сегодня это десятая по действующей мощности гидроэлектростанция в мире и вторая в России (после расположенной выше по реке Саяно-Шушенской).
5. Строительство Красноярской ГЭС велось в 1956-1972 годах. Была выбрана Шумихинская площадка - она понравилась проектировщикам гранитными скалами по берегам и крепким дном Енисея. Он здесь уже широкий и полноводный - каких трудов стоило перекрыть столь мощное течение! Сегодня это десятая по действующей мощности гидроэлектростанция в мире и вторая в России (после расположенной выше по реке Саяно-Шушенской).
6. Гравитационная плотина, на возведение которой ушло 5,7 миллионов кубометров бетона, имеет длину 1065 метров и высоту 124 метра. Условно состоит из двух частей - водосливная (справа на снимке, длина - 225 метров) и станционная (360 метров). У левого берега расположено станционное здание.
6. Гравитационная плотина, на возведение которой ушло 5,7 миллионов кубометров бетона, имеет длину 1065 метров и высоту 124 метра. Условно состоит из двух частей - водосливная (справа на снимке, длина - 225 метров) и станционная (360 метров). У левого берега расположено станционное здание.
7. Красноярская ГЭС интересна своим судоподъемником - подобных сооружений в России нет. Специальная платформа опускается ниже уровня воды, после захода судна она перемещается по колее шириной 9 метров, имеющей зубчатое зацепление. В верхней точке имеется поворотный круг, который передает платформу на другую колею. После спуска ниже уровня воды в верхнем бьефе судно может покинуть подъемник.
7. Красноярская ГЭС интересна своим судоподъемником - подобных сооружений в России нет. Специальная платформа опускается ниже уровня воды, после захода судна она перемещается по колее шириной 9 метров, имеющей зубчатое зацепление. В верхней точке имеется поворотный круг, который передает платформу на другую колею. После спуска ниже уровня воды в верхнем бьефе судно может покинуть подъемник.
8. Рельсовый путь просматривается даже с другого берега
8. Рельсовый путь просматривается даже с другого берега
9. Установленная мощность Красноярской ГЭС - 6 ГВт, работают 12 гидроагрегатов. Себестоимость электроэнергии на ГЭС - самая дешевая, поэтому рядом с ними всегда размещают энергоёмкие производства, обычно это алюминиевые заводы. Основной потребитель Красноярской ГЭС (85%) - Красноярский алюминиевый завод.
9. Установленная мощность Красноярской ГЭС - 6 ГВт, работают 12 гидроагрегатов. Себестоимость электроэнергии на ГЭС - самая дешевая, поэтому рядом с ними всегда размещают энергоёмкие производства, обычно это алюминиевые заводы. Основной потребитель Красноярской ГЭС (85%) - Красноярский алюминиевый завод.
10. Знаете, бывают такие достопримечательности, о которых почти сплошь восторженные отзывы в духе "каждый должен это увидеть", а приезжаешь смотреть своими глазами - и из-за завышенных ожиданий впечатления вовсе не складывается. У меня с Красноярской ГЭС получилось именно так. Не исключаю, что все дело в площадке осмотра - вблизи бы плотина смотрелась куда более внушительно. Но ГЭС - охраняемые объекты, близко к ним не подобраться. Официальной смотровой у Красноярской ГЭС, как я понимаю, нет.

Меня уже начала угнетать мысль о долгой обратной дороге в город, как проходя мимо моста, заметил таксиста. Он как раз ждал туристов, значительно сэкономивших время на дорогу к ГЭС :) Как я мог не додуматься до такого же! Молодые люди уже возвращались, поэтому чтобы не ждать другую машину, подсел к ним - увы, снимками с моста пришлось пренебречь. По пути выяснилось, что они из Иркутска.
10. Знаете, бывают такие достопримечательности, о которых почти сплошь восторженные отзывы в духе "каждый должен это увидеть", а приезжаешь смотреть своими глазами - и из-за завышенных ожиданий впечатления вовсе не складывается. У меня с Красноярской ГЭС получилось именно так. Не исключаю, что все дело в площадке осмотра - вблизи бы плотина смотрелась куда более внушительно. Но ГЭС - охраняемые объекты, близко к ним не подобраться. Официальной смотровой у Красноярской ГЭС, как я понимаю, нет. Меня уже начала угнетать мысль о долгой обратной дороге в город, как проходя мимо моста, заметил таксиста. Он как раз ждал туристов, значительно сэкономивших время на дорогу к ГЭС :) Как я мог не додуматься до такого же! Молодые люди уже возвращались, поэтому чтобы не ждать другую машину, подсел к ним - увы, снимками с моста пришлось пренебречь. По пути выяснилось, что они из Иркутска.
11. Ребята ехали до набережной, вышел вместе с ними. С первых минут мое внимание привлекли живописные Дивные горы на противоположном берегу
11. Ребята ехали до набережной, вышел вместе с ними. С первых минут мое внимание привлекли живописные Дивные горы на противоположном берегу
12. Просто не оторвать взгляд! Я бродил по набережной и любовался этой красотой. В моей памяти первым видом Дивногорска остались эти скалы
12. Просто не оторвать взгляд! Я бродил по набережной и любовался этой красотой. В моей памяти первым видом Дивногорска остались эти скалы
13. Выложенная белым камнем надпись мелковата, хотя попробуй ее составь на крутом склоне! Изначально она была "полнее" - "Дивногорску ... лет", но то ли выветрилась, то ли, чтобы постоянно не менять число, ее "урезали".
К Дивным горам проложен туристический пеший маршрут - виды сверху на створ плотины, должно быть, захватывающие!
13. Выложенная белым камнем надпись мелковата, хотя попробуй ее составь на крутом склоне! Изначально она была "полнее" - "Дивногорску ... лет", но то ли выветрилась, то ли, чтобы постоянно не менять число, ее "урезали". К Дивным горам проложен туристический пеший маршрут - виды сверху на створ плотины, должно быть, захватывающие!
14.
14.
15. Лодочная станция - сюда когда-то приходили "Ракеты" из Красноярска, а теперь лишь редкие прогулочные теплоходы
15. Лодочная станция - сюда когда-то приходили "Ракеты" из Красноярска, а теперь лишь редкие прогулочные теплоходы
16.
16.
17. Небольшой сквер, именуемый странным названием - Административная площадь.
Мужик - работник коммунальных служб (с виду приличный, не алконавт какой-нибудь), завидев меня, стал кричать: "Не вздумай меня фотографировать, а то камеру разобью!". Неужто этот городок так избалован вниманием туристов, что вид фотокамеры вызывает столь неадекватную и агрессивную реакцию? А волноваться ему не стоило - людей я не снимаю, да и во избежание подобных инцидентов не решаюсь начинать.
17. Небольшой сквер, именуемый странным названием - Административная площадь. Мужик - работник коммунальных служб (с виду приличный, не алконавт какой-нибудь), завидев меня, стал кричать: "Не вздумай меня фотографировать, а то камеру разобью!". Неужто этот городок так избалован вниманием туристов, что вид фотокамеры вызывает столь неадекватную и агрессивную реакцию? А волноваться ему не стоило - людей я не снимаю, да и во избежание подобных инцидентов не решаюсь начинать.
18. Набережная аскетичная, но какое дело до ее благоустройства, если перед тобой такие панорамы?
18. Набережная аскетичная, но какое дело до ее благоустройства, если перед тобой такие панорамы?
19. Нижний уровень - прогулочный со спуском к реке, верхний - "парковый" с лавочками
19. Нижний уровень - прогулочный со спуском к реке, верхний - "парковый" с лавочками
20.
20.
21. Вот здесь я завис минут на 15 :)
21. Вот здесь я завис минут на 15 :)
22. Еще и с отражением в воде!
22. Еще и с отражением в воде!
23.
23.
24. Как не хотелось отсюда уходить - но пора хоть мельком осмотреть город (задерживаться не стоило, так как в тот день уезжал вечерним поездом в Абакан).
Набережная, кстати, носит имя В.И.Ленина.
24. Как не хотелось отсюда уходить - но пора хоть мельком осмотреть город (задерживаться не стоило, так как в тот день уезжал вечерним поездом в Абакан). Набережная, кстати, носит имя В.И.Ленина.
25. Выхожу на главную площадь Дивногорска - Пионерскую. Названа так по первоначальному значению слова "пионер" - первопроходец.
25. Выхожу на главную площадь Дивногорска - Пионерскую. Названа так по первоначальному значению слова "пионер" - первопроходец.
26. Логично, что на ней есть и памятник строителям города и ГЭС - "Каменная палатка".
26. Логично, что на ней есть и памятник строителям города и ГЭС - "Каменная палатка".
27. Пионерская площадь полого спускается к Енисею, открывая вид на горы. Очень грамотное градостроительное решение!
А ведь осматривать город снизу вверх наверняка еще интереснее - представьте, картинка постепенно появляется из-за домов, и в конце она предстает целиком..
27. Пионерская площадь полого спускается к Енисею, открывая вид на горы. Очень грамотное градостроительное решение! А ведь осматривать город снизу вверх наверняка еще интереснее - представьте, картинка постепенно появляется из-за домов, и в конце она предстает целиком..
28. А я бы хотел жить в квартире с видом на Дивные горы :) Хотя, надо полагать, с работой в самом Дивногорске не очень - а тратить по два часа на дорогу в Красноярск не так уж и здорово.
28. А я бы хотел жить в квартире с видом на Дивные горы :) Хотя, надо полагать, с работой в самом Дивногорске не очень - а тратить по два часа на дорогу в Красноярск не так уж и здорово.
29. Оригинальный памятник героям ВОВ.
29. Оригинальный памятник героям ВОВ.
30. Как же повезло дивногорцам - каждый день видят открыточный пейзаж
30. Как же повезло дивногорцам - каждый день видят открыточный пейзаж

 31.
31.
32. И даже неброская типовая архитектура на фоне гор смотрится благородно
32. И даже неброская типовая архитектура на фоне гор смотрится благородно
33. Дивногорск построен "террасами" из-за больших уклонов местности. Улицы параллельны Енисею, и "смычки" между ними есть только на окраинах города. Если надо перейти квартал-два вниз, быстрее будет пешком, к тому же система автобусных мршрутов здесь какая-то мудрёная.
33. Дивногорск построен "террасами" из-за больших уклонов местности. Улицы параллельны Енисею, и "смычки" между ними есть только на окраинах города. Если надо перейти квартал-два вниз, быстрее будет пешком, к тому же система автобусных мршрутов здесь какая-то мудрёная.
34. Вокзал Дивногорск, ныне закрытый - там сегодня только административные помещения станции. Когда-то электрички на Красноярск отправлялись семь раз в день... Правда, на ней ехать дольше, чем на маршрутке - из-за особенностей путевого развития электропоезд меняет направление движения по станции Енисей, прежде чем отправиться на главный вокзал Красноярска, а это лишние 10 минут. Да и с развитием автобусного сообщения нет необходимости подстраиваться под жесткое расписание - на маршрутку можно сесть в любое время. Вот так движение по этой красивейшей линии (построенной, разумеется, изначально для строительства ГЭС) свернулось до минимума.
34. Вокзал Дивногорск, ныне закрытый - там сегодня только административные помещения станции. Когда-то электрички на Красноярск отправлялись семь раз в день... Правда, на ней ехать дольше, чем на маршрутке - из-за особенностей путевого развития электропоезд меняет направление движения по станции Енисей, прежде чем отправиться на главный вокзал Красноярска, а это лишние 10 минут. Да и с развитием автобусного сообщения нет необходимости подстраиваться под жесткое расписание - на маршрутку можно сесть в любое время. Вот так движение по этой красивейшей линии (построенной, разумеется, изначально для строительства ГЭС) свернулось до минимума.
35. Грузовое движение здесь тоже эпизодическое. Предлагалось использовать станцию как площадку для ретро-техники, но она пробыла здесь всего один сезон - после разгрома вандалами ее угнали в ремонт и решили не возвращать.
35. Грузовое движение здесь тоже эпизодическое. Предлагалось использовать станцию как площадку для ретро-техники, но она пробыла здесь всего один сезон - после разгрома вандалами ее угнали в ремонт и решили не возвращать.
36. Вид в сторону ГЭС.
36. Вид в сторону ГЭС.
37. ДК "Энергетик" с модным для 60-х сплошным остеклением фасада. Здесь в 1968 году выступал Владимир Высоцкий - об этом сообщает установленная на здании мемориальная табличка.
37. ДК "Энергетик" с модным для 60-х сплошным остеклением фасада. Здесь в 1968 году выступал Владимир Высоцкий - об этом сообщает установленная на здании мемориальная табличка.
38. Сбоку смотрится не так презентабельно
38. Сбоку смотрится не так презентабельно
39.  Наверняка почти у всех дивногорцев крепкие ноги :) Походи-ка вверх-вниз!
39.  Наверняка почти у всех дивногорцев крепкие ноги :) Походи-ка вверх-вниз!
40. Памятник Ленину решен в виде стелы
40. Памятник Ленину решен в виде стелы
41. Городской герб с изображенными на нем главными городскими объектами - Дивные горы, ГЭС, Енисей. Подозреваю, что еще советский - тогда была традиция делить герб на секторы и приводить в верхей части название города. Современные геральдические правила этого не допускают.
41. Городской герб с изображенными на нем главными городскими объектами - Дивные горы, ГЭС, Енисей. Подозреваю, что еще советский - тогда была традиция делить герб на секторы и приводить в верхей части название города. Современные геральдические правила этого не допускают.
42. Администрация Дивногорска
42. Администрация Дивногорска
43. Лестница здоровья и растяжка ко Дню физкультурника
43. Лестница здоровья и растяжка ко Дню физкультурника
44. Эта улица носит название Комсомольской
44. Эта улица носит название Комсомольской
45. Сталинок в Дивногорске нет - он был заложен уже в 1956 году. Вид Комсомольской улицы формируют кирпичные "хрущёвки" с выкрашенными краской фасадами. Местами сохранились советские вывески и "родные" ограждения балконов из деревянных реек, формирующих незамысловатый узор
45. Сталинок в Дивногорске нет - он был заложен уже в 1956 году. Вид Комсомольской улицы формируют кирпичные "хрущёвки" с выкрашенными краской фасадами. Местами сохранились советские вывески и "родные" ограждения балконов из деревянных реек, формирующих незамысловатый узор
46. Видимо, дома после капитального ремонта - остекление подъездных окон новое, в пластике.
46. Видимо, дома после капитального ремонта - остекление подъездных окон новое, в пластике.
47. Памятник "История города Дивногорска"
47. Памятник "История города Дивногорска"
48. Городская библиотека. Солидное здание для 30-тысячного города
48. Городская библиотека. Солидное здание для 30-тысячного города
49. А выше - старенькие деревянные двухэтажки. Город ударной комсомольской стройки местами похож на деревню :)
49. А выше - старенькие деревянные двухэтажки. Город ударной комсомольской стройки местами похож на деревню :)
50. Впрочем, некоторые дома в хорошем состоянии
50. Впрочем, некоторые дома в хорошем состоянии
51. А некоторые ждут расселения
51. А некоторые ждут расселения
52. Табличка "дом образцового содержания" на осыпающемся фасаде выглядит издёвкой
52. Табличка "дом образцового содержания" на осыпающемся фасаде выглядит издёвкой
53. Лестницы не мешало бы отремонтировать...
53. Лестницы не мешало бы отремонтировать...
54. Пешеходный бульвар вдоль главной городской оси: Пионерская площадь - вокзал - ДК - площадь Строителей
54. Пешеходный бульвар вдоль главной городской оси: Пионерская площадь - вокзал - ДК - площадь Строителей
55. Дом детского творчества и спортивная школа
55. Дом детского творчества и спортивная школа
56. Памятник А.Е.Бочкину - начальнику "КрасноярскГЭССтрой" (со спины)
56. Памятник А.Е.Бочкину - начальнику "КрасноярскГЭССтрой" (со спины)
57. Площадь Строителей. Отсюда в период строительства ГЭС уходили автобусы, доставлявшие рабочих к возводимой плотине. А сегодня здесь городская автостанция.
57. Площадь Строителей. Отсюда в период строительства ГЭС уходили автобусы, доставлявшие рабочих к возводимой плотине. А сегодня здесь городская автостанция.
58. Дивногорск лежит на федеральной трассе, связывающей Красноярск с южными районами края, Хакасией и Тувой - часть междугородних автобусов делает здесь короткую остановку. Ну а мне пора возвращаться в Красноярск. Выше площади Строителей есть кварталы девятиэтажных домов, к которым я уже не пошел.

По дороге в Дивногорск есть прекрасная смотровая площадка "Царь-рыба" с видом на Енисей - ее я решил вынести в следующий пост, дабы не перегружать этот.
58. Дивногорск лежит на федеральной трассе, связывающей Красноярск с южными районами края, Хакасией и Тувой - часть междугородних автобусов делает здесь короткую остановку. Ну а мне пора возвращаться в Красноярск. Выше площади Строителей есть кварталы девятиэтажных домов, к которым я уже не пошел. По дороге в Дивногорск есть прекрасная смотровая площадка "Царь-рыба" с видом на Енисей - ее я решил вынести в следующий пост, дабы не перегружать этот.