Найти тему
Взор

Зачем человечеству сказочники?

Почему люди так любят слушать всякие истории? Оказывается, устные истории - а это так называется, - являются необходимым механизмом образования социальных групп, выработки общих норм поведения и коллективной памяти человечества. Устные истории, как недавно выяснили учёные, ещё оказались и предшественниками религий.

Агта и Думагат являются подгруппой людей Аета, которых чаще всего  здесь, на Филиппинах называют негритосами. Это из-за их очень темной кожи и кудрявых волос. Предполагается, что Аета относится к числу ранних жителей Филиппин, предшествовавших австронезийским миграциям. Как объяснялось нам,  Агты в основном живут в горах или лесу, а Думагат живут близко к берегу, хотя они часто мигрируют в любое место, поскольку они все ещё являются полукочевыми людьми...

Рассказ о том, как пропагандировались эгалитарные ценности перед появлением религии

Охотники-собиратели поддерживают традиции повествования историй и сказок, которые предшествуют организованной религии, и имеют аналогичный эффект, помогая привить ценности среди социальных групп.

автор: Jen Viegas

Разсказывание историй - это человеческое свойство, которое, вероятно, восходит к произхождению нашего вида. Даже ныне существующие группы охотников и собирателей, такие как Агта на Филиппинах, имеют талантливых разсказчиков, которые развлекают слушателей историями, передаваемыми несколькими поколениями.

Большинство историй Агты, таких как «Солнце и Луна», способствуют прививанию и поддержанию социальных и кооперативных норм. В этой конкретной сказке говорится о споре между мужским солнцем и женской луной о том, кто из них осветит небо. После боя, когда луна оказывается такой же сильной, как солнце, они соглашаются разделять свой долг поровну, по времени суток: днём небо освещает солнце, а ночью - луна.

Андреа Мильяно из Университетского колледжа Лондона (UCL) и ее команда недавно провели время с Агтой в природном парке Северной Сьерра-Мадре провинции Изабела, где они слушали сказки "из первых уст" вместе с другими слушателями.

«Волшебный момент был, когда мы слушали истории, рассказываемые старейшинами, и все дети вокруг нас смеялись и действительно были внимательны», - сказала Мильяно, сияя при воспоминании.

Помимо предоставления приятных развлечений, традиционное повествование часто пропагандирует совместные и эгалитарные ценности, определили Мильяно и ее команда. В статье, опубликованной в журнале Nature Communication, она и ее коллеги представляют убедительное доказательство того, что рассказывание историй помогло объединить и укрепить группы людей до того, как сопоставимые практики развивались в более крупных сельскохозяйственных обществах, такие как появление организованной религии с морализаторскими богами высокого уровня.

Мильяно была вдохновлена на проведение исследования, потому что она является частью AgtaAid, - организации, которая разрабатывает учебные материалы для коренных народов на Филиппинах. Агты произходят от первых колонизаторов  Филиппин, которые жили более 35 000 лет назад.

«Слушая рассказы, которые рассказывали Агта, я поняла, насколько они отличаются от наших собственных сказок и насколько они, похоже, подчеркивают равенство», - сказала Мильяно.

Когда Дэниел Смит, тоже из UCL, решил изследовать, как различные действия охотника-собирателя предсказывают репродуктивный успех, он, Мильяно и их коллеги решили объединить усилия, чтобы увидеть, как рассказывание сказывалось как на самих ораторах, так и на Агту в целом.

Изследователи попросили трех старейшин Агты разсказать им истории, которыми они обычно делятся со своими детьми и друг с другом. Вопрос привел к четырем историям, которые им разсказывали более трех ночей. Изследователи обнаружили, что истории об очеловеченных природных объектах, таких животных или небесных телах, способствовали координации группового поведения, формируя  социальные и кооперативные нормы.

«Тогда мы решили проверить, были ли в лагерях (в Агте) хорошие сказочники, которые увеличивали уровень сотрудничества в группах, не ожидая ничего найти», - сказала Мильяно. «Но эффект от этого там был. Лагеря с большим количеством рассказчиков были более сплочёнными. Истории, похоже, работают».

 Разсказчик Агты под прибежищем возле костра | Родольф Шлепфер
Разсказчик Агты под прибежищем возле костра | Родольф Шлепфер

Почти 300 членов из 18 лагерей Агты попросили выбрать, с кем им больше всего хотелось бы жить, и кандидатур разсказчиков было выдвинуто почти в два раза больше, чем менее квалифицированных ораторов. На самом деле у талантливых ораторов было в среднем на 53 процента больше детей, чем у других, что демонстрирует репродуктивные преимущества хорошего сказочника.

«Определенно правдоподобно, что есть наследуемый компонент повествования, но поскольку это также научное поведение, любой человек, желающий потратить время и силы, может, вероятно, научиться быть хорошим разсказчиком», - сказал Смит.

Затем изследователи вышли за пределы Агты, чтобы узнать, какие темы затрагивают другие группы охотников и собирателей в своих разсказах. Они обнаружили, что 70 процентов выборки из 89 историй, взятых в семи других обществах охотников и собирателей, касаются укрепления и регулирования социального поведения.

Смит объяснил, что повествование является в группе мощным способом трансляции социальных норм и разпространения метазнаний, которые являются знаниями о знании других, для организации поведения членов группы.

«Это основополагающий принцип, необходимый для функционирования общества», - продолжил он. «В качестве простого примера: недостаточно знать, что вы должны ехать по одной стороне дороги. Вам также нужно знать, что другие обладают теми же знаниями, иначе система ломается. Мы предполагаем, чтобы разсказы транслировали это мета-знание среди всех членов сообщества ».

 Люди Агты во время ночного повествования вокруг костра | Родольф Шлепфер
Люди Агты во время ночного повествования вокруг костра | Родольф Шлепфер

Исследователи подозревают, что, поскольку древние охотники-собиратели  в свободно структурированных группах перемещались из лагеря в лагерь, рассказывание историй обезпечивало людям легкий и приятный способ  понять различные социальные нормы и как адаптироваться к новым правилам.

«Storytelling - эффективный способ трансляции социальных норм и содействия широкомасштабному сотрудничеству», - сказала Мильяно.

Авторы считают, что основное различие между историями, рассказываемыми охотниками-собирателями и теми, о которых говорят члены организованных религий, - их сложность. Оба типа историй выполняют аналогичные функции.

Поскольку сельскохозяйственные общества стали более сложными и менее эгалитарными, темы историй стали отражать социальные изменения. Тем не менее, сказал Смит, «координирующая функция осталась».

«В случае с богами и религией, - сказала Мильяно, - аргумент, кажется, состоит в том, что страх перед сверхъестественным наказанием - это то, что заставляет людей соответствовать, следовать правилам и сотрудничать. Мы показываем, что сверхъестественное наказание отсутствует в  разсказах охотника-собирателя. Напротив, они отличаются скорее равенством, чем иерархией. Они характеризуются сотрудничеством и просоциальностью, и они, похоже, эффективны в содействии сотрудничеству ».

Благодаря дальнейшим изследованиям авторы надеются узнать, как люди становятся опытными разсказчиками, как социальные контексты  истории, такие как война, могут изменить сказки, и  есть ли какие-либо примечательные различия между полом и возрастом рассказчиков. До сих пор кажется, что и мужчины, и женщины среди Агты имеют равные уровни навыков разсказывания историй, возможно, отражая их более эгалитарное общество.

Хотя разсказывание истории явно помогало и помогло сформировать человеческие группы, может быть и темная сторона этой практики.

Как заметил Смит, «существует опасность того, что повествования можно также изпользовать для более зловещих и манипулятивных целей, особенно если разсказчику дают волю в выборе типов историй, которые он разсказывает».