Одна из главных задач воспитания заключается в том, чтобы приучить детей к самостоятельности, воспитать независимую личность. На деле оказывается, что не так просто безучастно наблюдать, как дочь ссорится с подругой, и не пытаться вмешаться или видеть, как четырехлетний сын уже десять минут возится со шнурками. Вы всего лишь хотите немного помочь. В результате вы говорите четырехлетнему сыну: «Давай я завяжу твои шнурки», десятилетнему: «Я уложила твои вещи в рюкзак», а двадцатилетнему: «Не стоит тебе учиться водить машину. Вокруг столько аварий».
Вот некоторые приемы, которые могут помочь детям учиться полагаться на себя:
1) Позвольте детям делать выбор.
Каждый маленький выбор — возможность установить контроль над своей жизнью.
Если вместо приказа «Прими лекарство!» родители произнесут: «Я вижу, как тебе не нравится это лекарство. Тебе будет приятнее выпить его с апельсиновым соком или газировкой?», вероятнее всего, ребенок примет таблетку.
2) Показывайте уважение к усилиям ребенка.
Мы привыкли думать, что, если говорим ребенку: «Это легко», мы его подбадриваем. На самом деле, мы не оказываем ему поддержки: если он преуспевает в чем-то «легком», он чувствует, что не достиг ничего особенного. А если он терпит неудачу, он еще больше расстраивается, поскольку терпит неудачу в чем-то «простом».
3) Не задавайте слишком много вопросов.
Многие родители наивно полагают, что, засыпая ребенка вопросами, демонстрируют искренний интерес к его делам и помогают ему. Как ни странно, это не так. Кто-то отвечает на вопросы родителей неопределенно, кто-то и вовсе говорит: «Отстань!»
Предостережение. Излюбленный вопрос родителей «Тебе было весело сегодня?» ощущается ребенком как давление. Оказывается, он не только должен пойти на праздник (в школу, на спектакль, в лагерь), но и непременно развлечь себя! Если это не так, то он должен иметь дело как со своим разочарованием, так и с разочарованием родителей. Он чувствует, что подвел их, если не очень весело провел время.
4) Не спешите отвечать на вопросы.
В процессе взросления ребенок задает множество вопросов. Бесконечные «что», «где», «почему» и «зачем» льются на родителей как из рога изобилия. Эти вопросы часто ставят родителей в тупик, и они начинают подбирать подходящий ответ. Однако мы не приносим детям пользы своими быстрыми ответами.
Куда полезнее для детей, если взрослый возвращает им вопрос для дальнейшего изучения: «Хорошо, что ты интересуешься этим» или «Что ты сам думаешь об этом?»
5) Предложите ребенку искать источники информации вне дома.
Очень важно показать ребенку, что рядом есть мир с полезными ресурсами, к которым можно и нужно обращаться. Ребенка нужно просто немного направить.
Если вы подскажете вашему любознательному малышу, что стоматолог сможет лучше объяснить, что происходит с зубами, которые не чистят, он получит куда больше полезной информации.
6) Не лишайте ребенка надежды.
Мечты, фантазии, планы приносят много радости. Предостерегая ребенка на каждом шагу, мы лишаем его важного опыта.
Девятилетняя девочка спросила отца, не купит ли он ей лошадь. Он с трудом сдержался, чтобы не сказать, что об этом не может быть и речи из-за денег, пространства и городских условий. Вместо этого он сказал:«Значит, ты бы мечтала иметь свою собственную лошадь. Расскажи мне об этом».
Она долго рассказывала, чем будет кормить свою лошадь, как будет ухаживать за ней и ездить на ней каждый день. Девочке достаточно было просто поговорить о своей мечте, и она больше никогда не настаивала на покупке лошади.
На самом деле вся эта работа по поощрению самостоятельности может быть очень трудной. Как бы мы ни понимали важность независимости детей, внутри нас сидят силы, которые противостоят этому. Во-первых, это вопрос абсолютного комфорта. Многие из нас сегодня заняты и спешат. Мы обычно сами будим детей, застегиваем им пуговицы, говорим им, что надевать и что есть, потому что кажется, что гораздо проще и быстрее сделать это за них.
Кроме того, нам приходится иметь дело с сильным чувством привязанности к нашим детям. Нам приходится бороться с собой, чтобы не воспринимать их неудачи как свои собственные. Тяжело позволить таким дорогим и близким нам существам делать усилия и совершать ошибки, когда мы уверены, что несколько мудрых слов защитят их от боли и разочарования.
Также требуются сдержанность и самодисциплина с нашей стороны, чтобы не вмешиваться с советом, особенно когда мы уверены, что у нас есть ответ.
Но есть кое-что еще более серьезное, что мешает нашему резонному желанию помочь детям отделиться от нас. Я прекрасно помню глубокое удовлетворение от того, что три маленьких существа полностью нуждаются во мне. Затем у меня возникли смешанные чувства от того, что механический будильник способен эффективнее действовать на детей, чем все напоминания матери. Смешанные чувства возникли и в тот момент, когда я перестала читать им на ночь сказки, потому что они наконец научились читать их сами.
Это горести и радости того пути, по которому идем мы, родители. Мы начинаем с безоговорочной преданности этим маленьким беспомощным существам. Годами мы волнуемся, строим планы, утешаем и пытаемся понять. Мы вкладываем в детей нашу любовь, труд, знания и опыт, для того чтобы в один прекрасный день он или она обрели внутреннюю силу и уверенность и покинули нас.
Адель Фабер, Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили".
Оставайтесь на связи!
Наш сайт: 7yana.tv
Мы в Инстаграм: https://www.instagram.com/7yana_kataeva/
Мы на YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCIGUxZ7Ol8mEoudFY1f7y6A?view_as=subscriber
Мы ВКонтакте: https://vk.com/wisewivesclub
Мы в Facebook : https://www.facebook.com/wisewivesclub/
Мы в Телеграм: https://telegram.me/yanakataeva