Турбулентные события вокруг Розеттского камня раскрываются в результате новых раскопок в древнегипетском городе Тмуисе
По материалам статьи JASON URBANUS редактора ARCHEOLOGY
Розеттский камень, несомненно, является одним из самых известных археологических артефактов в мире. Вскоре после того, как он был обнаруженв 1799 году в Египте французскими наполеоновскими войсками, он был захвачен англичанами и перевезен в Британский музей, где оставался на видном месте в течение последних 200 лет. Резная серая гранодиоритная стела поразительно элегантна, но камень больше ценен для нас трехсторонней надписью, чем своей эстетикой. Сопоставление трёх версий одного текста, высеченного на разных языках, - иероглифами на египетском, египетским демотиком и на древнегреческом, могла стать ключом к расшифровке древнегипетских иероглифов.
Камень был одной из нескольких резных стел, установленных в разных местах Египта на фоне событий Великого восстания (206-186 гг. до.н.э.). На стелах был высечен текст третьего постановления Мемфиса, написанный египетскими священниками в196 году в Мемфисе для увековечения достижений Птолемея V и утверждения культа молодого короля.
Однако, нужно сказать к этому, что правящие Птолемеи на самом деле были греками. Когда умер Птолемей IV, власть перешла его шестилетнему сыну, которому и изполнилось к моменту написания этого указа не более 14 лет. Однако в указе говорится о его победе в дельте Нила над фракцией коренных египтян, которые подняли жестокое восстание против греческого правления. Об этом восстании до сегодняшнего дня мало что известно, ибо текстов о нём (вместе с Розеттским камнем) сохранилось лишь несколько.
Недавние разкопки в древнем городе Тмуисе, где по сведениям текстов произошли некоторые из кровавых событий возстания, предоставили археологические свидетельства восстания. В Тмуисе археологи столкнулись с признаками насильственного уничтожения - остатками жертв восстания. Эти находки приводят к новому, более тонкому пониманию роли Розеттского камня в событийном поле того времени. Теперь оценка его, как пропагандистского документа, созданного в то бурное время, перевешивает ценность его, как лингвистического ключа.
Тмуис (Thmuis) погребён в Тель Тимай в дельте Нила северного Египта примерно в 40 милях от побережья Средиземного моря. Тель - это искусственный холм земли и обломков, распространенный на Ближнем Востоке, сформированный в результате длительных периодов оккупации и оставления одного и того же участка. Тмуис, некогда расположенный вдоль ныне несуществующей Мендесанской ветви Нила, изначально был построен, как небольшое поселение - спутник важного портового города Мендеса, всего в полумиле к северу от него. В то время как Мендес, начиная с 5000 лет, был значительным религиозным и политическим центром, Тмуис, буквально означающий «новая земля», был основан примерно в середине первого тысячелетия до н.э. как промышленный пригород. Район Мендес-Тмуис расположен вдоль важного транзитного и торгового коридора, соединяющего Средиземное море с Верхним Египтом и известен в древности, как место производства духов, вернее, место, где была сосредоточена большая часть процесса производства парфюмерии, от вливания оливкового масла со специальными ароматизированными цветами и травами, до производства небольших керамических масляных сосудов.
Позже, во времена Птолемеевского периода (323-30 гг. До н.э.), Тмуис процветал и достиг уровня, становления доминирующим городом региона и кандидатом замещения на этом посту Мендеса , со временем он мог бы даже стать столицей административного округа. Он продолжал процветать в римском и раннем христианском периодах. Для археологов хорошо сохранившиеся руины под Телль Тимай составляют один из лучших сохранившихся примеров греко-римского египетского города. Он не только дает ценную информацию о аспектах повседневной жизни тысячи лет назад, но и в одном особенно печально известном событии: Великом восстании. Однако все, что он мог бы предложить, - богатство потенциальной информации - было почти уничтожено.
Один из многих каменных баллистических шаров (слева) древней артиллерии, которые были найдены разбросанными по всему участку. Железная стрела (справа) свидетельствует о силе боевых действий во время восстания. (Courtesy Jay Silverstein)
К 2007 году соседние деревни Tell Timai и их современное развитие быстро отрезали от него около 225 акров. На протяжении столетий части участка уже были безвозвратно повреждены сельчанами, добывавшими здесь глину и камень для строительных работ. Когда новые строительные проекты, включая большой стадион, пригрозили уничтожить часть древнего города, археологи из Гавайского университета получили разрешение египетских властей на осмотр района. «Я был поражен уровнем сохранности и чудом выживания почти нетронутого эллинистического египетского города в дельте Нила», - говорит содиректор проекта Джей Силверстейн. «Площадка оказалась под угрозой, и если бы мы не начали там раскопки, объект был бы утрачен».
К счастью, первоначальных результатов этого исследования было достаточно, чтобы убедить египетское правительство изменить свои планы, и за последнее десятилетие проект «Телль Тимай» Гавайского университета продолжал раскопки и консервацию останков древнего Тмуиса. В 1960-х годах в течение кратковременного периода археологи из Нью-Йоркского университета уже исследовали этот объект, но помимо этого, текущий проект Тель Тайма является первым, посвященным организованным и систематическим исследованиям и консервации памятника старины. Тмуис является редким проблеском в эллинистического периода Египта, который часто упускается из виду. Египет обладает необычайно длинной и богатой историей, но внимание, как археологов, так и публики часто фокусируется на более «гламурных» эпохах, таких как время фараонов и пирамид, а также Юлия Цезаря и Клеопатры.
Невозможно переоценить важность открытия хорошо сохранившегося городского ядра Тмуиса. В нём можно сразу увидеть, процветающее, сложное поселение, с сетью улиц и блоков зданий из глины, некоторые из которых были высотой два и три этажа. Но под этой городской инфраструктурой археологи столкнулись с признаками мрачного эпизода в ранней истории древнего города - обширным слоем разрушения, состоящим из поврежденных зданий, отложений сожженных материалов, артиллерии и даже человеческих скелетов. Эти отложения и артефакты, вероятно, связаны с одной из самых взрывоопасных глав истории Птолемеев и эллинистического Египта - Великого восстания. «В Тмуисе совпадают археологические и литературные свидетельства, - говорит Сильверстейн, - изображающие мрачную картину воспламенения сельской местности и беспощадного военного ответа, который опустошил город и изменил политику и религию Египта».
Великое восстание, переросшее в гражданскую войну длилось не менее ста лет, и это навсегда изменило греко-египетские отношения. Сильверстейн говорит: «Великое восстание - это увлекательная и забытая история, которая предлагает интересные сведения об египетской этнической принадлежности, империализме и эллинизме». За небольшой период между 402 и 343 годами до н.э. - конец третьего века до н.э. Египет был оккупирован иностранными захватчиками более трехсот лет. Греческое (в частности, македонское) господство над Египтом началось с Александра Македонского, который завоевал территорию в 332 г. до н.э. и «освободил» Египет от угнетающей Персидской империи. После его смерти в 323 г. до н.э., королевство унаследовал македонский полководец Птолемей Лаг, с которого начался период правления династии Птолемеев, завершившийся смертью Клеопатры в 30 г. до н.э.
Первоначально отношения между греческими правителями Птолемеев и египетскими массами проходили, хоть и настороженно, но всё-таки более-менее гладко. Однако греко-египетские отношения со временем ухудшились. Приток греческих колонистов в Египет, наряду с ухудшением экономических условий, породил негодование египтян. Началось также массовое националистическое движение, которое частично подпитывалось египетскими солдатами, которые служили в армии Птолемея IV в битве при Рафии в 217 году до н.э. Получив опыт в армии Птолемеев, многие ветераны вернулись домой, не желая принимать свою роль в качестве граждан второго сорта и призывали к возвращению египетского руководства страной. К 206 г. до н. э. Котёл закипел, и вспыхнуло вооруженное восстание против греческого правления.
В то время как восстание было сосредоточено главным образом в Верхнем Египте вокруг Фив, где был провозглашён новый фараон египетской линии, безпорядки распространились также и на дельту Нила. Части Розеттского камня говорят о жестокой победе сил Птолемея V над повстанцами в городе к западу от Тмуиса: «Он отправился в крепость ... которая была укреплена повстанцами со всеми видами работы ... Восставшие, которые были внутри него уже нанесли большой вред Египту и оставили путь повелений короля ... Король взял эту крепость штурмом за короткое время. Он преодолел повстанцев, которые были в нем, и убил их ».
Хотя существовало несколько сохранившихся древних текстов, таких как Розеттский камень, из которых можно было получить мелкие подробности о 20-летнем восстании, до недавних разкопок в Тмуисе почти никаких археологических доказательств не существовало. «Розеттский камень является одним из лучших источников Великого восстания, - говорит Сильверштейн, - но без каких-либо археологических данных, понимая, что основным основным мотивом Розеттского камня является пропаганда, его записи трудно интерпретировать».
Археологические работы в Тмуисе начали освещать части содержания надписи и размещать Розеттский камень в контексте, в котором он был записан 2200 лет назад. По-видимому, этот контекст был одним из насильственных конфликтов. Когда исследователи начали работать в северной части древнего города, они вскоре обнаружили промышленную зону горшечных печей, когда-то использовавшихся для обжигания небольших сосудов, в которых хранились знаменитые духи Тмуиса. Они также обнаружили, что все печи были систематически уничтожались. На одной из печей лежал скелет молодого человека. Из-за плохого сохранения костей и отсутствия сопутствующих находок невозможно было определить обстоятельства, связанные с удалением тела, но это вызвало любопытство археологов. По мере расширения раскопок признаки внезапного и катастрофического события стали более очевидными. Участок покрывал широко распространенный слой разрушения, состоящий из золы и обожженной керамики,. Один дом содержал большое количество оставленной на месте высококачественной керамики, и коллекция монет была найдена под землей. В древнем мире было обычно скрывать свои ценности, когда опасность была неизбежной. Керамика и монета, приуроченная ко второму столетию B.C., соответствуют датам Великого восстания.
Другие слои обломков содержали тяжелые камни, используемые в качестве боеприпасов или баллистов - типа древних артиллерийских стрел и даже части человеческого черепа, все убедительные доказательства восстания. Но, возможно, самое существенное доказательство того, что насилие, происходящее в другом месте дельты, перекинулось в Тмуис, было найдено на другом теле, лежащем среди щебня. Скелет, принадлежавший пятидесятилетнему мужчине , обнаружилимелпризнаки массивной физической травмы как во время его смерти, так и в молодые годы. Анализ показал, что человек перенес серию ударов по челюсти, позвоночнику, руке, ногам и ребрам. «Скелет - это дымящийся пистолет, на который я надеялся, - говорит Сильверштейн. «Вот человек, который умер насильственной смертью, вероятно, лицом к своим врагам и не был погребен, а остался вместе с руинами».
Дополнительный осмотр скелетных останков человека еще больше укрепил версию о том, что он участвовал в Великом восстании. Исцеленный перелом на его левом предплечье показал, что мужчина также перенес тяжелые травмы несколько лет назад, вероятно, в военных боях. Сильверштейн считает, что, учитывая все доказательства, возможно, что неопознанный человек был одним из тех египетских ветеранов битвы при Рафии, которые сыграли важную роль в подстрекательстве к восстанию после возвращения домой.
Хотя разведка участка продолжается - «Мы едва поцарапали поверхность», отмечает Сильверштейн-Тмуис, которая уже дала самые убедительные археологические данные Великого восстания на сегодняшний день. В то время как ни Сам Тмуис, ни события, которые имели место там, специально не описаны на Розеттском камне, рассказ самого Тмуиса, медленно раскрывающийся при раскопках, можно, по-видимому, считать показателем поселений по всему региону дельты Нила в перевороте. И, как Розеттский камень дал подсказки про годы восстания, так и открытия в Тмуисе помогли сформировать новое понимание и восприятие Розеттского камня. Теперь его можно увидеть не только как знаменитый музейный экспонат, но и как объект, переплетённый с человеческими событиями, созданный более двух тысячелетий назад в мире, населенном реальными людьми, во время большого насилия и высоких ставок. Можно понять, что трехсторонняя надпись была разработана режимом Птолемеев, чтобы обеспечить прочтение и понимание послания, восхваляющее суверенитет и легитимность греческого фараона, разнообразными популяциями древнего Египта. «Розеттский камень преобразовал наше понимание древнего Египта, - говорит Сильверстейн, - но я думаю, что наши открытия в Тмуисе могут помочь нам изменить наше понимание Розеттского камня».
Читайте также:
Об иконе Сергия Радонежского и татаро-монголах
Загадочные узоры пещеры Лонгью нанесены фрезой? (научные исследования)
Новая карта показывает корабли, погребённые под Сан-Франциско
Колесницы древнего Китая - это вам не колесницы Аркаима
Римский бетон приоткрывает свои секреты пытливому уму
Недолгая история «предметной истории» (откуда пошла наука археология)
Мосты – это нечто, а Цезарь неподражаем
Новая Голландия открывает секреты (культурный слой о потопе не свидетельствует)
Неандертальцы тоже люди