В обыденном сознании цыганский образ жизни неразрывно связан с кочевничеством и лошадьми. Насколько этот стереотип соответствует действительности? Рассказываю!
Значительная часть русских цыган вела полукочевой образ жизни — то есть они путешествовали потихоньку одной или несколькими семьями между соседними деревнями в погоне за сезонным приработком, а на зиму останавливались в домах. Многие при этом еще в XIX веке представляли из себя респектабельные вполне оседлые семьи, равно в деревнях и городах. После 26 октября 1956 года, когда вышел Указ об оседлости цыган, почти все русские рома окончательно закрепились на земле. Большинство работало в колхозах и совхозах, отсюда одна из главных идентичностей: «мы — крестьяне». И в том числе и отсюда пламенная любовь русских рома к лошадям. Сейчас, конечно, держать лошадей стало невыгодно. Теперь это вопрос престижа. Считаешь себя богатым уважаемым человеком? Показывай коня! У нашего знакомого из Поповки, про которого я уже писал, конюшня на три десятка голов. Отдельным, чисто цыганским и сугубо мужским, развлечением, которое уже тоже почти ушло в прошлое, были азартные «менки» — лошадники, этакие truly addicted, менялись лошадьми, доказывали, чей конь краше, а потом нередко выясняли, кто кого надул, на отдельных сходках — такой вот цыганский networking.
Народ поскромнее тупит очи долу и говорит что-нибудь типа «да у меня в гараже сотня лошадок стоит», имея в виду тачку. Но даже у тех, кто коней держать не в состоянии, часто весь дом завешан панно с лошадями, картинами со всадниками, даже коврами с изображением коней.
Автор: Глеб Стукалин
Если вам понравился мой канал — подписывайтесь и лайкайте!
Если вы хотите что-нибудь спросить/предложить — пишите на почту glebstukalin@yandex.ru