В середине 50-х годов прошлого века пришло понимание о необходимости строительства на реке Кама каскада крупных транспортно-энергетических гидроузлов. Первенцем стал наш Камский гидроузел, построенный в 1954 году (1 мая 1954 года состоялся ввод его в эксплуатацию и по западной нитке шлюза прошел первый катер «Камгэс-20). Мы уже несколько раз писали про Камскую ГЭС, теперь стоит остановиться и на нашем Камском шлюзе.
В состав сооружений Судоходный (Пермский) шлюз - Пермский район гидротехнических сооружений и судоходства (ПРГСС) входит: шестикамерный двухниточный шлюз с причальными сооружениями (палы верхнего и нижнего головных сооружений) в подходах к нему, восточная и западная ограждающая дамба верхнего бьефа и западная ограждающая дамба нижнего бьефа.
Вид на рабочие камеры шлюза. Особенностью наших пермских шлюзов является то, что есть возможность одновременного параллельного шлюзования судов, идущих как сверху, так и снизу.
Как мы уже сказали выше, ещё одной особенностью этого гидротехнического сооружения является то, что он 6-ти камерный. Т.е., чтобы пройти шлюз судам необходимо преодолеть не одну камеру или две подряд (как, например, на Волго-Донском или Волго-Балтийском комплексе сооружений), а шесть. Полезная длина каждой камеры обеих ниток - 230 метров, полезная ширина - 29 метров. Сейчас вроде планируется возобновить трафик, который в советские времена был значительным. Причем левую нитку использовали преимущественно для перегона плотов с лесом, а правая была предназначена для судов. Поживем увидим...
Среднее время шлюзования составляет - 2 часа 30 минут
Протяжённость (длина) шлюза (север-юг) по осям рабочих ворот верхних и нижних головных сооружений - 1 500 метров, протяжённость (длина) всех судоходных сооружений ПРГСС (север-юг) по опознавательным знакам (маякам верхнего и нижнего бьефов) - 2 620 метров.
В здании диспетчерской пермских шлюзов
Вид на Камскую ГЭС с балкона диспетчерской шлюза
При строительстве такого уникального сооружения без ноу-хау тоже не обошлось. Например, стенки камер шлюза были выполнены не из железобетона, как при строительстве ранее каналов Волга - Дон и имени Москвы, а из металлического шпунта, забитого на глубину до коренных пород. Таким образом, наш Камский шлюз стал первым гидротехническим сооружением, где металлический шпунт применен в таких объёмах.
Также заглянули в будки механизмов шлюза
Ещё одна фишка нашего шлюза - использование железнодорожной тяги - электровозов, оборудованных специальными лебедками для проводки несамоходных судов барж и плотов. Такой способ позволил в 2-2,5 раза ускорить процесс проводки плотов по сравнению с обычной буксирной тягой. Для этих целей в своё время были закуплены 18 вот таких электровозов постройки 1953-1956 годов. И они до сих пор в строю, правда, трафика такого нет уже, и они сейчас используются для первозки собственного оборудования и работников шлюза.
Кстати, мы напросились, а нам и не отказали и покатали нас на нём
Архитекторы и о красоте подумали. Башня диспетчерской с её шпилем, увенчанной пятиконечной звездой в обрамлении колосьев, давно стала одной из визитных карточек города, а сам Пермский шлюз по размерам и структуре смело можно назвать самым оригинальным гидротехническим сооружением России.