Социальные медиа — это поле возможностей. В них читают, слушают, смотрят. Пишут, поют и снимают. Теперь не клиенты приходят к компаниям, а компании приходят к клиентам — туда, где клиентам удобно.
Особняком стоят новостные издания. Ведь социальные сети — это площадки для доставки контента, которые давно победили бумагу и уже побеждают ТВ. Для них интернет играет огромную роль.
Итак, гайдлайн по соцмедиа от легендарных «Новостей из Нью-Йорка».
Социальные медиа устроены неформально. Можно напрямую связаться с ньюсмейкером и тут же договориться об интервью. Опубликовать новость или анонсировать спецпроект. Отыскать инфоповод и тут же проверить все факты. Узнать, что на уме у подписчиков, и привлечь новую аудиторию. Проверить, что там у конкурентов, и попробовать новый формат. В общем, быть на короткой ноге.
Ключевые принципы
- Пишите дружелюбно. Резкие слова или категоричные мнения отпугивают читателей. Пропаганда политических взглядов, одобрение или, наоборот, осуждение политиков или общественных деятелей — недопустимы. Это подрывает журналистскую репутацию.
- Учитывайте официальную позицию издания, освещая то или иное событие. Это нужно, чтобы не противоречить редакции.
Эти два пункта относятся ко всем журналистам, а не только к авторам остросоциальных или политических тем.
Твиты о Дональде Трампе выступают официальной позицией «Таймс», даже если их пишут не политические журналисты. Так считают и в обществе, и в администрации Белого дома.
Питер Бейкер, ведущий корреспондент в Белом Доме
- Это касается не только «рабочих» аккаунтов. Личные Твиттер, Инстаграм или Фейсбук — общедоступны. Любой сможет посмотреть, что вы написали, лайкнули или прокомментировали. Читатели видит в вас, прежде всего, журналистов и все действия так или иначе ассоциируют с газетой.
Мой личный Твиттер-аккаунт — это, по сути, аккаунт «Таймс». Редакция не контролирует, что я пишу, но при скандале камни полетят и в неё. Читатели видят мою ленту как расширенную ленту газеты как в хорошем, так и в плохом смыслах. Видимо, это следует принять как данность, как цену работы. (И справедливости ради, насколько я популярен в Твиттере, настолько это из-за моей работы в «Таймс»).
Ник Конфессор, репортёр, колумнист
- В продолжение, не апеллируйте к соцсетям, например, если вас плохо обслужил официант в ресторане или служба доставки перепутала адреса. Скорее всего, вас быстро заметят из-за статуса журналиста, и о «невежливом официанте» заговорят в контексте газеты.
- Избегайте радикальных групп в соцсетях, особенно закрытых, и не регистрируйтесь на местные мероприятия. Однако если вам они нужны для работы, выражайтесь там аккуратнее.
- Принимайте чужое мнение. Если читатель критикует ваши статью или пост в соцсетях, пожалуйста, не отвечайте сразу. Возьмите паузу, успокойтесь. Прочтите критику ещё раз, оцените её объективность. Подумайте, что вам хотели сказать.
- Не вступайте в пустую полемику. Агрессивных людей лучше сразу отправлять в чёрный лист, особенно если вам угрожают. Они редко выступают по делу и тем самым мешают. Однако не блокируйте тех, кому просто не нравится ваша работа.
Стоило меня оскорбить, как я тут же срывалась. Отвечала и спорила, чем только делала хуже. Но потом я поняла, что в интернете важно не отвечать той же монетой: не грубить в ответ, а блокировать грубиянов.
Рукмини Каллимачи, корреспондент
- Рассказывайте менеджерам обо всех угрозах в ваш адрес. Чем раньше, тем лучше.
- Публикуйте горячие новости в официальных аккаунтах. Иногда нужнее сосредоточиться на них, несмотря на личные соцсети.
- Пишите сначала на сайт, а только потом в соцсети. Обычно все материалы публикуются так. Тем не менее, могут быть и исключения: некоторым эксклюзивам подойдёт Твиттер, остальным — другие площадки. Консультируйтесь.
- Пишите честно и открыто. Например, если в твите ошибка — удалите, но подтвердив удаление следующим твитом.
- Приводите противоположные мысли, когда ссылаетесь на другие издания. Читатель решит, что вы предвзяты, если говорите об одной точке зрения.
- Уточняйте информацию, подтверждайте факты. Один непроверенный твит введёт читателей в заблуждение, а газете нанесёт репутационный урон.
- Экспериментируйте. Подавайте материал необычно, шутите и говорите иначе. Иногда это приводит к новым форматам.
Материалы «Таймс» и посты в соцсетях — как две планеты. В Твиттере я шучу и говорю неформально. Делюсь чужими статьями и задаю вопросы. Общаюсь с экспертами и беру коротенькие интервью. Я не так категоричен, читая свою ленту, как я категоричен, когда читаю статьи. Тем не менее, любой мой твит могут процитировать как заявление репортёра «Таймс», и я понимаю это.
Марго Сэнгер-Кац, корреспондент
- Тем не менее, эксперименты — как исключение из правил. Пробуйте новое, но пробуйте в меру. В остальном ссылайтесь на редакционную политику.
Писать или не писать
Если не уверены, соответствует ли пост редакционным стандартам, спросите себя:
- Вы бы написали то же на сайте?
- Вы были предвзяты, когда писали статью? Есть ли в материале однобокость? Мешала ли личная позиция?
- Поменяет ли читатель отношение к изданию, если заметит, что вы сотрудник газеты? Усомнится ли в честности и беспристрастности издания?
- Повредит ли пост вашим коллегам?
- Засомневается ли читатель в вас, как в журналисте, если взглянет на ваши соцсети? На ссылки, ретвиты и лайки?
В дополнение — гайдлайн о журналистской этике «Нью-Йорк Таймс» (на английском).
Социальные медиа — это, прежде всего, инструмент, с которым нужно грамотно обращаться. Не случайно SMM-отделы есть практически в каждой компании, а если компания крупная, так в каждой. Интернет позволяет идти в ногу со временем: быть в курсе всех важнейших событий и тут же на них реагировать.
У кого это получится лучше, кому удастся писать в Твиттер и полушутливо, и серьёзно и взвешено — тот в конце концов и выиграет конкуренцию.
Автор перевода: Данила Воронов
Источники:
1. The New York Times: The Times Issues Social Media Guidelines for the Newsroom