В данной статье я раскрываю способы реагирования в ситуации конфликта учителя и ученика.
В моей школьной практике часто встречаются дети, которые не любят тот или иной предмет из-за антипатии к учителю. Эта антипатия ведет к снижению, и без этого, низкой успеваемости по предмету и к новым конфликтам с учителем.
В нашей стране обширно распространено явление, когда борьба между учеником и учителем затягивается и перерастает в открытое противостояние, мстительность, оскорбления по отношению друг к другу. И только после того, как конфликтующие стороны прилично «наломают дров», они обращаются к психологу, как к «последней надежде».
Как вырваться из этого замкнутого круга, когда уже никто не хочет пойти навстречу? Чтобы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаю вашему вниманию следующую типичную схему конфликта учителя и ученика. Результатом такого конфликта чаще всего будет стойкая неуспеваемость учащегося:
1. Низкая успеваемость ученика.
В группу риска попадают, как правило, учащиеся с низкой успеваемостью и авторитарные бескомпромиссные учителя. Необходимо разобраться в причинах низкой успеваемости до вступления в конфликт с учителем. Причин может быть огромное количество и не имеет смысла их перечислять в этой статье.
Рекомендации родителям:
- Потратить один свободный вечерок на анализ причин неуспеваемости до наступления конфликта с учителем и администрацией образовательного учреждения.
- Если это физиологические причины (СДВГ, ММД, проблемы со зрением и т.д.), сконцентрируйтесь на коррекции этих проблем, привлекайте соответствующих специалистов – неврологов, психиатров, педиатров и т.д.
- Если это психологические причины (психотравмы, нарушение взаимоотношений со значимыми взрослыми, рождение второго ребенка, школьная дезадаптация, вторичные выгоды от плохой успеваемости и т.д.), сконцентрируйтесь на исключении этих проблем, привлекайте соответствующих специалистов – детских, семейных психологов, психотерапевтов; обратитесь за помощью на форум сайта, почитайте литературу по воспитанию (Петрановская, Гиппенрейтер, Суркова и другие.).
- Организовать оценку актуального уровня обученности по проблемному предмету и составить четкий план дополнительной работы с репетиторами по исключению отставания.
Рекомендации ученикам:
- Внимательно изучи схему порочного круга, в котором ты можешь оказаться. Обсуди эту схему с родителями и придумай вместе с ними план выхода из сложившейся ситуации.
- Доверься себе. Любое отставание по предмету можно устранить. Более того, ты испытаешь гордость за себя и у тебя появится возможность доказать свою состоятельность учителю.
- Обижаться и конфликтовать с учителем неконструктивно, даже если учитель неправ. Вместо пререканий, отвечай учителю, что ты уже решаешь вопрос с учебой, но тебе потребуется некоторое время.
Рекомендации учителю
- Если у вас есть неуспевающий ребенок и конфликт только впереди, постарайтесь обратить внимание родителей на проблему. Возьмите на себя смелость порекомендовать обратиться к психологу для выяснения и коррекции причин неуспеваемости.
- Создайте поддерживающие и помогающие условия для ученика. Неуспеваемость на данном этапе – это крик о помощи, но не призыв додавить до конфликта.
- Ученики это всего лишь дети. Будьте помягче с ними, но помните, что учителя придуманы не для любви.
2. Негативная реакция учителя
Второе звено цепи является последним этапом, на котором можно без лишних нервов разрулить ситуацию. Применяем рекомендации из первого пункта. В дополнение к этому:
Рекомендации родителям:
- Внимательно следите за настроением вашего ребенка в момент возвращения из школы. В доверительной беседе, используя приемы активного слушания, выясняете причины плохого настроения.
- С учителем необходимо встретиться лично и предоставить результаты ваших размышлений о причинах такого уровня успеваемости.
- Также необходимо четко обозначить свою позицию учителю:
- Пожалуйста, будьте с ним помягче, поддержите;
- Мы предпринимаем все силы и используем все ресурсы для устранения отставания в учебе. Кстати, вы даете частные уроки или нам лучше найти репетитора вне школы?;
- Унижать и враждовать с моим ребенком по поводу успеваемости недопустимо. По поводу дисциплины полностью полагаюсь на ваш профессионализм.
Рекомендации ученикам:
- Реагируй спокойно на замечания учителя
- Ориентируйся не на форму высказывания а на смысл послания. Формулируй для себя смысл послания учителя так: «Она хочет донести до меня, что… Она хочет, чтобы я… Больше всего она не довольна…»
- Не откладывай на потом решение твоих проблем, так как они причиняют тебе страдания. Ты заслуживаешь учиться в школе рука об руку с позитивными эмоциями. Действуй в этом направлении.
Рекомендации учителю
- Если ученик вызывает вас на конфликт из за поведения, вы обязаны реагировать жестко и своевременно, иначе весь класс «сядет на шею» в плане дисциплины.
- Если же ученик плохо успевает, не стоит делать из этого конфликт, и тем более унижать его перед всем классом. От этого еще ни один ребенок не стал лучше учиться. Более рационально провести беседу с глазу на глаз.
- Еще раз повторю этот пунктик: Ученики это всего лишь дети. Будьте помягче с ними, но помните, что учителя придуманы не для любви.
3. Конфликт, взаимная обида, упреки
Если ситуация дошла до этого этапа можно предпринять следующее:
Рекомендации родителям:
- Работаем с причиной проблемы. Смотри пункт 1
- Если не вмешиваться в данную ситуацию, то вы рискуете нарваться на предложение перейти в другое образовательное учреждение. Поэтому следует обратить внимание на конфликт представителей администрации школы и школьного психолога. Это целесообразно делать, если вы аккуратно выполняли все рекомендации, данные выше. В таком случае вы можете просить о помощи и содействии. В противном случае, правда не на вашей стороне.
- Обратитесь в школьную службу медиации для улаживания конфликта.
Рекомендации ученикам:
- Доверься родителям и школьному психологу.
- Наблюдай, как будут разворачиваться события, но не усугубляй ситуацию.
- Подумай, что ты ответишь на вопрос «что ты сделал для улаживания конфликта?», когда ты придешь на медиацию. И если не знаешь ответа, срочно узнай у школьного психолога.
Рекомендации учителю
- Обсудите проблему с завучем и с психологом.
- Тщательно подготовьтесь к процедуре медиации.
- Проконсультируйтесь со специалистом по вопросам профессионального сгорания.
- Узнайте больше способов адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
При правильном подходе к разрешению конфликта ученика и учителя необходимо проходить по всем рекомендациям с самого первого этапа. Тогда не придется осуществлять психолого-педагогическую коррекцию отношения ученика к учителю и его предмету.
Желаю вам успехов на этом пути!
Александр Усольцев, психолог-консультант
Полный список моих статей по психологическим темам смотрите на моем официальном сайте