Найти тему

Конфликт ребенка с учителем. Как быть?

Оглавление

В данной статье я раскрываю способы реагирования в ситуации конфликта учителя и ученика.

В моей школьной практике часто встречаются дети, которые не любят тот или иной предмет из-за антипатии к учителю. Эта антипатия ведет к снижению, и без этого, низкой успеваемости по предмету и к новым конфликтам с учителем. 

В нашей стране обширно распространено явление, когда борьба между учеником и учителем затягивается и перерастает в открытое противостояние, мстительность, оскорбления по отношению друг к другу. И только после того, как конфликтующие стороны прилично «наломают дров», они обращаются к психологу, как к «последней надежде».

Как вырваться из этого замкнутого круга, когда уже никто не хочет пойти навстречу? Чтобы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаю вашему вниманию следующую типичную схему конфликта учителя и ученика. Результатом такого конфликта чаще всего будет стойкая неуспеваемость учащегося:


 Получается замкнутый круг, который поддерживает сам себя. Давайте разберемся с наиболее важными звеньями цепи и найдем их слабые стороны, чтобы найти выход из этого замкнутого круга.
 Получается замкнутый круг, который поддерживает сам себя. Давайте разберемся с наиболее важными звеньями цепи и найдем их слабые стороны, чтобы найти выход из этого замкнутого круга.

 1. Низкая успеваемость ученика.

В группу риска попадают, как правило, учащиеся с низкой успеваемостью и авторитарные бескомпромиссные учителя. Необходимо разобраться в причинах низкой успеваемости до вступления в конфликт с учителем. Причин может быть огромное количество и не имеет смысла их перечислять в этой статье.

Рекомендации родителям:

  • Потратить один свободный вечерок на анализ причин неуспеваемости до наступления конфликта с учителем и администрацией образовательного учреждения.
  • Если это физиологические причины (СДВГ, ММД, проблемы со зрением и т.д.), сконцентрируйтесь на коррекции этих проблем, привлекайте соответствующих специалистов – неврологов, психиатров, педиатров и т.д.
  • Если это психологические причины (психотравмы, нарушение взаимоотношений со значимыми взрослыми, рождение второго ребенка, школьная дезадаптация, вторичные выгоды от плохой успеваемости и т.д.), сконцентрируйтесь на исключении этих проблем, привлекайте соответствующих специалистов – детских, семейных психологов, психотерапевтов; обратитесь за помощью на форум сайта, почитайте литературу по воспитанию (Петрановская, Гиппенрейтер, Суркова и другие.).
  • Организовать оценку актуального уровня обученности по проблемному предмету и составить четкий план дополнительной работы с репетиторами по исключению отставания.

Рекомендации ученикам:

  • Внимательно изучи схему порочного круга, в котором ты можешь оказаться. Обсуди эту схему с родителями и придумай вместе с ними план выхода из сложившейся ситуации.
  • Доверься себе. Любое отставание по предмету можно устранить. Более того, ты испытаешь гордость за себя и у тебя появится возможность доказать свою состоятельность учителю.
  • Обижаться и конфликтовать с учителем неконструктивно, даже если учитель неправ. Вместо пререканий, отвечай учителю, что ты уже решаешь вопрос с учебой, но тебе потребуется некоторое время.

Рекомендации учителю

  • Если у вас есть неуспевающий ребенок и конфликт только впереди, постарайтесь обратить внимание родителей на проблему. Возьмите на себя смелость порекомендовать обратиться к психологу для выяснения и коррекции причин неуспеваемости.
  • Создайте поддерживающие и помогающие условия для ученика. Неуспеваемость на данном этапе – это крик о помощи, но не призыв додавить до конфликта.
  • Ученики это всего лишь дети. Будьте помягче с ними, но помните, что учителя придуманы не для любви.

 2. Негативная реакция учителя

Второе звено цепи является последним этапом, на котором можно без лишних нервов разрулить ситуацию. Применяем рекомендации из первого пункта. В дополнение к этому:

Рекомендации родителям:

  • Внимательно следите за настроением вашего ребенка в момент возвращения из школы. В доверительной беседе, используя приемы активного слушания, выясняете причины плохого настроения.
  • С учителем необходимо встретиться лично и предоставить результаты ваших размышлений о причинах такого уровня успеваемости.
  • Также необходимо четко обозначить свою позицию учителю:

-   Пожалуйста, будьте с ним помягче, поддержите;

-   Мы предпринимаем все силы и используем все ресурсы для устранения отставания в учебе. Кстати, вы даете частные уроки или нам лучше найти репетитора вне школы?;

-   Унижать и враждовать с моим ребенком по поводу успеваемости недопустимо. По поводу дисциплины полностью полагаюсь на ваш профессионализм.

Рекомендации ученикам:

  • Реагируй спокойно на замечания учителя
  • Ориентируйся не на форму высказывания а на смысл послания. Формулируй для себя смысл послания учителя так: «Она хочет донести до меня, что… Она хочет, чтобы я… Больше всего она не довольна…»
  • Не откладывай на потом решение твоих проблем, так как они причиняют тебе страдания. Ты заслуживаешь учиться в школе рука об руку с позитивными эмоциями. Действуй в этом направлении.

Рекомендации учителю

  • Если ученик вызывает вас на конфликт из за поведения, вы обязаны реагировать жестко и своевременно, иначе весь класс «сядет на шею» в плане дисциплины.
  • Если же ученик плохо успевает, не стоит делать из этого конфликт, и тем более унижать его перед всем классом. От этого еще ни один ребенок не стал лучше учиться. Более рационально провести беседу с глазу на глаз.
  • Еще раз повторю этот пунктик: Ученики это всего лишь дети. Будьте помягче с ними, но помните, что учителя придуманы не для любви.

3. Конфликт, взаимная обида, упреки

Если ситуация дошла до этого этапа можно предпринять следующее:

Рекомендации родителям:

  • Работаем с причиной проблемы. Смотри пункт 1
  • Если не вмешиваться в данную ситуацию, то вы рискуете нарваться на предложение перейти в другое образовательное учреждение. Поэтому следует обратить внимание на конфликт представителей администрации школы и школьного психолога. Это целесообразно делать, если вы аккуратно выполняли все рекомендации, данные выше. В таком случае вы можете просить о помощи и содействии. В противном случае, правда не на вашей стороне.
  • Обратитесь в школьную службу медиации для улаживания конфликта.

Рекомендации ученикам:

  • Доверься родителям и школьному психологу.
  • Наблюдай, как будут разворачиваться события, но не усугубляй ситуацию.
  • Подумай, что ты ответишь на вопрос «что ты сделал для улаживания конфликта?», когда ты придешь на медиацию. И если не знаешь ответа, срочно узнай у школьного психолога.

Рекомендации учителю

  • Обсудите проблему с завучем и с психологом.
  • Тщательно подготовьтесь к процедуре медиации.
  • Проконсультируйтесь со специалистом по вопросам профессионального сгорания.
  • Узнайте больше способов адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.

При правильном подходе к разрешению конфликта ученика и учителя необходимо проходить по всем рекомендациям с самого первого этапа. Тогда не придется осуществлять психолого-педагогическую коррекцию отношения ученика к учителю и его предмету.

 Желаю вам успехов на этом пути!

Александр Усольцев, психолог-консультант

Полный список моих статей по психологическим темам смотрите на моем официальном сайте