Давайте продолжим говорить о наших любимых китайцах и стереотипах, связанных с ними.
Мы начали с самого севера КНР и поговорили о дунбэйцах, китайцах из Пекина и Тяньцзиня, побывали на родине Конфуция, посетили провинции Хэбэй и Шаньси.
Настало время переместится в Центральный Китай - мы уже побывали в Хубэе, Хэнани, Аньхое и на родине Мао. Осталась последняя остановка - Цзянси.
И помните, вы читаете не ПРАВДУ, а СТЕРЕОТИПЫ! Заставьте свой мозг думать.
Особое отношение в Цзянси придавалось литературе и ритуалам. Население провинции исповедует даосизм, один из известнейших храмов этой религии «Дворец Долголетия» (万寿宫) расположен именно в Цзянси – возможно именно поэтому здесь добрых людей больше, чем плохих; важное значение придают церемониям, а все мимолетное, неважное игнорируют. По количеству храмов провинция занимает первое место в стране – более 9 тыс. приходов различных религиозных течений действуют здесь. Жители Цзянси всегда стремятся к спокойствию и тишине, избегают конкуренции, конфликтов, вообще не любят изменений, консервативны. Самоуверенны, горды; литературные традиции есть, но из-за отсутствия какого-либо развития великих писателей здесь нет.
В древности, экономика Цзянси была одной из наиболее развитых во всей стране – тут процветали шелководство и земледелие. Под влиянием развитой экономики тут сформировалось сильное чувство собственной автономности, самообеспечения – современные жители Цзянси с энтузиазмом берутся за любое дело, но им не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром, поддержки извне. Сейчас одна из беднейших провинций во всем Китае, успешных предприятий практически нет.
В течение тысячи лет здесь складывалась совершенно особая материальная и духовная культура на базе развития сельского хозяйства и завязанной на него экономики. Считается, что именно здесь в г. Наньфэн (南丰) были культивированы первые в мире сладкие мандарины (蜜桔), распространивщиеся впоследствие по всему миру. Эти мандарины, в свою очередь, стали лидерами на рынке товаров высшего качества, сформиров здесь еще и особую «мандариновую» культуру.
В деревеньке Гуанчан (广昌) начали выращивать белые лотосы, использыемые в дворцовых церемониях еще при императоре Тан Гаоцзуне (唐高宗, 628-683 гг.), а затем традиция использования белых лотосов перешла и к династии Южная Сун, деревне дали красивое название «Земля лотосов» (莲乡). В истории Цзянси немало просветителей, ученых, литераторов – г. Линьчуань (临川, современное название 抚州) метафорично называют «родиной талантов, царством литературы» (才子之乡、文献之 邦), т. к. именно этот район стал истоком традиционной китайской литературы. Удивительно, что города достаточно небольшие по китайским меркам, но пекинские и шанхайские семьи часто отправляют сюда на учебу своих детей, считая, что местная атмосфера положительно скажется на их детях перед поступлением в университет.
После династий Сун и Мин ведущая роль в формировании китайской философской мысли перешла к Цзянси – здесь зарождается неоконфуцанская школа «чжусианство» (程朱理学), основанная Чэн Хао (程颢), Чэн И (程颐) и второй по влиятельности фигурой после самого Конфуция Чжу Си (朱熹), здесь же зарождается во многом противостоящая ей во взглядах философская школа Лу Цзю-юаня (陆九渊) и Ван Шоужэня (王守仁), которую в западных источниках называют янминизмом (陆王心学). Активно развивалась южная школа чань-буддизма (南禅佛学), получило широкое распространение изучение и популяризация трудов основателей даосизма Лао-цзы и Чжуан-цзы (老庄道学). Жители пров. Цзянси сыграли решающую роль в формировании всех основных философских и религиозных течений всего Китая.
Решающее значение в формировании характера самих местных жителей сыграл, конечно же, даосизм, но при этом населением не отвергались и не преследовались представители других школ. Можно говорить о синкретичности местного сознания, о его толерантности – китайцы же все объясняют географическим положением провинции. «Голова У, а хвост Чу» (吴头楚尾), т.е. провинция была зажата меж двумя враждующими государствами древности У (春秋时吴国) и Чу (春秋时楚国), что отразилось на консервативности, закрытости местных жителей, их нелюбви к войне и вообще к конфликтам, стремлении избежать любого давления, вмешательства извне.
Многовековое конфуцианское воспитание при сохранении феодального строя и подчинении даосскому принципу о недеянии сделало современных жителей Цзянси чистосердечными, верными своему слову, начисто лишив честолюбия.
По характеру они скромные, замкнутые, с трудом умеют выражать свои мысли – про них говорят «человек боится славы, как свинья боится растолстеть» (人怕出名猪怕壮). Чрезвычайная осторожность, осмотрительность местных жителей, безусловно, мешает развитию – они ничего не хотят знать об окружающем мире и о себе миру заявлять не собираются. Местных девушек охарактеризовать сложно, единственное, что можно сказать о них с уверенностью – они заботливые матери и хорошие кухарки.
Центр провинции Наньчан (南昌) не соответствует положению центрального – много мусора, мелких воришек и самые склочные люди во всей провинции. Известный на весь мир своим фарфором г. Цзиндэчжэн (景德镇, «瓷都») является экономически отсталым районом, рынок наводнен подделками.
Надеюсь, вам было интересно. Если да, то жмите 👍 и подписывайтесь на канал Сны о Китае в Яндекс.Дзен.
Если вашим друзьям тоже интересен Китай, то не забудьте поделиться постом с ними.
Чтобы оставаться в курсе последних публикаций, подписывайтесь на группу ВКонтакте и канал Telegram.
Хотите поддержать блог и накормить автора? Сделайте перевод!