Данная терапевтическая история разработана по методике Дорис Бретт и использовалась в психологической практике с девочкой-дошкольницей. Такой подход принес положительный результат уже после первого занятия.
Эта история приключилась с девочкой Тоней, которая жила со своими мамой, папой и маленькой сестренкой.
Тоня ходила в садик уже последний год и собиралась пойти в школу сразу с наступлением первого сентября. Ей очень нравилось в садике, но школа представлялась Тоне большим загадочным и чудесным миром, куда она очень хотела поскорее попасть. Тоня твёрдо знала, что школа — это чудесный мир новых знаний, новых друзей и подружек.
Однажды мама Тони забирала её из садика и заметила грустное настроение своей дочери.
- Что случилось, милая? - спросила мама, держа Тоню за руку и шагая по весенней дорожке к дому.
- Кажется я не умею правильно дружить, - сказала Тоня, - я сегодня играла с моей подругой и мне показалось, что я делаю что-то не так.
Глаза Тони наполнились слезами, и она горько заплакала, сжав при этом мамину ладонь.
- Ты очень переживаешь по этому поводу, и ты обиделась на свою подругу... - сказала мама и посмотрела на то, как слезинки катились по Тониному личику и оставляли две мокрые полоски на щеках.
- Да! Я ненавижу, когда она со мной так поступает, а я ведь к ней со всей душой! - Тоня всхлипывала и вспоминала сегодняшний случай на детской площадке.
- Ты злишься на свою подружку... - сказала мама, поглаживая Тоню по плечу и проводя пальцем по мокрой щеке
- Да, я очень злюсь, когда она меня просит постоять в стороне, когда все ребята играют вместе. "Побудь тут, я тебя очень прошу, ради нашей дружбы". Я понимаю, что так нельзя со мной поступать, но я так хочу иметь подружку, что я не могу ей отказать... - и слезинки опять покатились по лицу Тони
- И ты стоишь в стороне просто так? - удивилась мама.
- Нет, она просит постеречь её вещи или охранять её игрушки...
- Ясно, доченька. Ты попала в неприятную историю... а ты знаешь, что я тоже попадала в такую ситуацию, и твоя тётушка Лиза тоже. И много-много девочек и мальчиков из других детских садиков, и школ тоже...
- Правда? - глаза Тони широко раскрылись от удивления, - и тётушку Лизу тоже обижала подруга... - девочка почувствовала облегчение, ведь она теперь не одна во всем свете со своим несчастьем. Много-много людей попадали в точно такую же ситуацию.
Мама продолжила:
- Я и все эти люди нашли выход. Хочешь, я расскажу тебе что нужно делать?
У Тони в сердце загорелся лучик надежды, и она легонько потянула маму за руку.
- Конечно хочу! Мама, что нужно делать?!
Мама задумалась и сказала:
- Тоня, для начала я расскажу тебе в чем заключается отличие настоящей дружбы от ненастоящей, - девочка, затаив дыхание, слушала, - Настоящая дружба - это когда двое детей с удовольствием играют вместе, делятся самым ценным и никогда не оставят друг друга в беде. И при этом двое ребят в дружбе делают друг другу добро и не хотят ничего взамен.
- Ну, это не про меня с Надей (так звали подругу Тони), - сказала Тоня, - ей всегда что-то нужно от меня. То ей рюкзак постеречь, то воды принести. А если Я её о чем-то прошу, то она как будто и не слышит.
- Это я и хотела сказать, - подтвердила мама, - такое отношение никак нельзя назвать настоящей дружбой. Я уверена, что если ты перестанешь выполнять её просьбы, то ваша дружба сразу прекратится.
- Я и сама подумываю перестать с ней дружить, но мне страшно, и я не знаю, как? - сказала Тоня, грустно вздыхая, - я ведь хочу иметь много друзей и подруг…
- Моя милая, тебе еще предстоит научиться разбираться в людях и отстаивать свое право действовать по своей воле. А пока, Тонечка, запомни одно правило: Если тебя принуждают сверстники делать то, чего ты не хочешь, сразу же отказывайся, чтобы потом не было неловко и неудобно перед друзьями. Можно сказать примерно так: Я не буду это делать, ясно? Или так: Мне не нравится эта идея и я предпочла бы другую. А если Надя будет сильно тебя просить можно сказать так: Я буду делать только то, что сама посчитаю нужным. Уйди с дороги!
- Оказывается всё так просто, мама! – Тоня подпрыгнула от радости, - Мне не терпится попробовать! Я не буду это делать, тебе ясно? Уйди с дороги, мне нужно успеть поиграть с девочками, которые умеют дружить!
*****
На следующий день Тоня шла домой из садика в приподнятом настроении. Она радовалась, что ей удалось-таки избавиться от ненастоящей дружбы. Но еще больше её радовало, что вместо того, чтобы стеречь Надин рюкзак, она подружилась с двумя новыми девочками, которые (она теперь точно знала) умеют дружить по-настоящему.