Найти тему

Зона ближайшего развития в практике воспитания детей.

В воспитании нового поколения все чаще встречается проблема, связанная с неспособностью детей успешно освоить счет, чтение до начала школьного обучения. Также часто родители жалуются, что невозможно заставить ребенка выполнять элементарные домашние дела. С чем это связано и как это исправить? давайте разбираться!

В данной статье предпринята попытка проанализировать причины трудностей и нежелания детей развиваться, а также описан подход, который поможет добиться результатов в этом нелегком и, в то же время, полезном занятии - приучении ребенка к новым занятиям.

Как говорилось в статье "Как научиться понимать своего ребенка?", любые желания и стремления ребенка строятся на потенциальной возможности их реализовать. Если ваш ребенок родился здоровеньким и не болел в течение первого года жизни, он обязательно научится ходить к концу первого года. Есть потенциал - есть стремление. Однако, что касается деятельности, не на всё изначально есть потенциал. Очень много чего ребенок самостоятельно не осилит.

Давайте сделаем краткое отступление в историю психологии. Это поможет нам разобраться с понятиями, знание и применение в жизни которых поможет в приучении детей к новому.

В отечественной психологии, особенно в советское время, большое внимание уделялось научности психологических знаний. Только проверенные экспериментально данные ложились в основу психологической теории. Открытые в отечественной психологической школе закономерности развития психики работают на нас с неизменной эффективностью.

В данной статье раскрывается практический смысл такого понятия как "Зона ближайшего развития", которое предложил советский ученый психолог Л.С. Выготский. В психике любого человека условно есть два сектора. Зона актуального развития и зона ближайшего развития.

У детей зона актуального развития это багаж знаний, умений, навыков, которыми они пользуются без помощи взрослого, самостоятельно. Это потенциал для стремлений и желаний. Когда ребенок научается читать самостоятельно, вероятно, он захочет прочитать книгу самостоятельно, так сказать, для себя. Я сам! Уйди! Не мешай! Полюбит ли он чтение в будущем или не полюбит, это уже вопрос другой статьи.

Основой для зоны актуального развития служит, так называемая, зона ближайшего развития. В этом секторе находятся те знания, умения и навыки, которые неподъемным грузом лежат в «таинственном сейфе» и ждут своего часа. Без помощи взрослого ребенок не может открыть этот сейф. Он смотрит на него, ходит вокруг, заглядывает в щелочку, но если вы не покажете содержимое сейфа своему ребенку, он быстро потеряет интерес. Потенциал смотреть на сейф есть ввиду наличия глаз, а взять оттуда что-либо для себя малыш сам не может…

Если ребенок просит помощи в каком-то деле, обязательно помогаем ему. Отмахнуться – значит препятствовать развитию. Ключ от сейфа у вас. Однако здесь есть тонкости.

Перед началом приучения к какому-либо новому занятию необходимо определить операции, которые ребеночек может делать сам, а какие нет. Делайте дело вместе, но выполняйте только те операции, которые он пока не может делать сам. Например, бессмысленно приучать детей мыть посуду, заставляя их отмывать пригоревший жир от сковороды. Это дается с трудом даже взрослому психологу со стажем. Постепенно передавайте трудные операции в деле ребенку, после того как он неоднократно на вашем примере увидит, как это делается.

Конечной целью приучения должна быть полная творческая самостоятельность в новом деле.

Таким образом, зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Расширенные вместе со взрослым границы актуального развития открывают новые горизонты, формируется новая зона ближайшего развития. И так постоянно происходит процесс развития человека.

С возрастом человек научается сам осознавать свою зону ближайшего развития и ищет помощника в лице учителей, тренеров, коучей, гуру и наставников, а также психологов. Личностный рост – неотъемлемая часть гармонично развивающегося человека.

Если ребенок не хочет делать то, что бы вы хотели, этому есть свои причины.

  • Возможно, это занятие лежит в зоне ближайшего развития или еще дальше, вне её (как, например, невозможно научить обезьянку играть на скрипке).
  • Также причиной невыполнения требуемых действий могут оказаться негативные переживания (затуркали, заставляли, принуждали, уговаривали, иными словами конфликт принуждения).
  • Еще одна причина – неумение услышать истинные потребности ребенка в данный момент. Быть может, он в данный момент занят чем-то действительно для него важным, а вы тут пристали со своей посудой. С потребностями ребенка нужно считаться – он ведь тоже человек, хоть и маленький. Услышьте его, поймите, и он научится слышать и вас, причем очень скоро!

Александр Усольцев, психолог-консультант

Полный список моих статей по психологическим темам смотрите на моем официальном сайте