В марте 1881 года группа революционеров из организации "Народная воля" совершила теракт, в результате которого погиб император Александр II. В подготовке убийства царя участвовали десятки человек. К смертной казни были приговорены лишь девять из них, остальных отправили на каторгу или сослали в Сибирь. Некоторые из народовольцев дожили до 1917 года и даже застали советскую власть. В их числе была одна из самых знаменитых членов "Народной воли" - Вера Николаевна Фигнер. Как сложилась её жизнь при новом строе и что она думала о Февральской и Октябрьской революциях?
Вера Фигнер родилась в дворянской семье. Она с отличием окончила институт благородных девиц, затем вышла замуж и вместе с супругом уехала в Цюрих, где стала изучать медицину. Именно в Цюрихе она познакомилась с революционерами из России и вступила в их ряды. Вскоре она рассталась с мужем, который, как выяснилось, не одобрял слишком радикальные взгляды Веры Фигнер и её новых друзей.
В 1875 году Фигнер вернулась в Россию и какое-то время вместе с товарищами участвовала в так называемом "хождении в народ": работала фельдшером в одной из деревень Саратовской губернии, а также пыталась просвещать крестьян и пропагандировать среди них идеи социальной справедливости.
В 1881 году Вера Фигнер принимала непосредственное участие в планировании убийства Александра II. В ночь перед нападением она помогала революционерам изготавливать самодельные бомбы.
Впоследствии в своих мемуарах Вера Фигнер так описывала свои чувства в те минуты, когда выяснилась, что покушение удалось и царь мёртв:
"Я плакала, как и другие: тяжелый кошмар, на наших глазах давивший в течение десяти лет молодую Россию, был прерван; ужасы тюрьмы и ссылки, насилия и жестокости над сотнями и тысячами наших единомышленников, кровь наших мучеников - все искупала эта минута, эта пролитая нами царская кровь; тяжелое бремя снималось с наших плеч, реакция должна была кончиться, чтобы уступить место обновлению России. В этот торжественный момент все наши помыслы заключались в надежде на лучшее будущее родины"
Народовольцы почему-то были убеждены, что смерть императора непременно вызовет революцию и масштабные общественные преобразования в России. Они ошибались: вслед за убитым царём на престол вступил его сын Александр III, придерживавшийся гораздо более консервативных взглядов, чем его отец. Новый император отверг прежний курс на осторожную либерализацию политического строя и отменил планы отца по принятию так называемой "конституции Лорис-Меликова" - документа, призванного вовлечь общество в законодательный процесс. Правление Александра III началось с манифеста, в котором новый царь обещал охранять самодержавие от "всяких на него поползновений".
После убийства Александра II Вера Фигнер скрылась от полиции и какое-то время оставалась на свободе. Переехав в Одессу, она продолжала подпольную деятельность и даже успела поучаствовать в организации ещё одного политического убийства - на этот раз жертвой народовольцев стал военный прокурор Василий Стрельников.
Арест Веры Фигнер состоялся лишь весной 1883 года. В 1884 году суд сначала приговорил её к казни через повешение, но затем заменил приговор на бессрочную каторгу. В 1902 году новый император, Николай II, по просьбе матери Веры Фигнер ещё больше смягчил приговор: на каторге она должна была провести только 20 лет. По прошествии этого срока, в 1904 году, Веру Фигнер выпустили из тюрьмы и отправили в ссылку - сначала в Архангельскую губернию, затем в Казанскую губернию, а затем в Нижний Новгород. А в 1906 году ей даже разрешили отправиться на лечение в Италию. Там она познакомилась с молодыми революционерами и вновь примкнула к подпольной деятельности: писала агитационные статьи и биографии видных борцов с режимом. В 1910 году, находясь во Франции, она инициировала создание "Парижского комитета помощи политкаторжанам" - организации, которая собирала пожертвования для материальной и моральной поддержки политзаключённых в России.
В 1915 году, во время Первой Мировой войны, Вера Фигнер вернулась в Россию. Февральскую революцию 1917 года она приняла с воодушевлением. В своих мемуарах она писала:
"[...] народ не ждал: 27 февраля он вышел на улицу и в братании с войском начал революцию. Через 5 дней с головы венценосца упала корона дома Романовых. Прошли, смятённые, последние дни самодержавия. Пришли праздничные, первые дни победы народа"
Этой фразой заканчиваются воспоминания Веры Фигнер, написанные и изданные в 1929 году.
После Февральской революции Вера Фигнер активно занималась политической деятельностью - причём такой, за которую вполне могла бы подвергнуться репрессиям после прихода к власти большевиков. Весной 1917 года она вступила в Партию конституционных демократов - кадетов (которую большевики считали буржуазной и в ноябре 1917 года объявили "партией врагов народа"). Летом 1917 года Фигнер подписала призыв к войне до победного конца (это воззвание большевики, настаивавшие на немедленном прекращении империалистической войны и на переходе к войне гражданской, также резко осуждали). Необходимость продолжения войны на стороне Антанты Вера Фигнер объясняла так:
"Война была для нас чужим делом [...]. Но если двое борются, то который-нибудь из двух в конце концов должен победить, и нельзя было не думать о том, победа которой из двух коалиций принесет больший вред европейскому человечеству; те социалисты-революционеры, которые меня окружали [...], находили, что победа Германии, с её юнкерством, воинствующим императором, мечтающим о мировой гегемонии, и стремлением немцев к экспансии, приведет всю Европу к такой реакции, к какой не может привести победа Франции и Англии. И с этой точки зрения мы желали победы этих двух стран, как наименьшего зла"
В сентябре 1917 года Вера Фигнер была членом так называемого "предпарламента" - совещательного органа при Временном правительстве, который должен был функционировать до созыва Учредительного собрания. Об этой работе Фигнер писала своей двоюродной сестре:
"[...] вязнем безнадёжно в трясине наших расхождений. Только большевики плавают, как щука в море, не сознавая, что своей необузданностью и неосуществимыми приманками тёмных масс постыдно предают родину немцам, а свободу - реакции"
В составе партии кадетов Вера Фигнер вошла в избранное осенью 1917 года Учредительное собрание. Первое (и единственное) заседание этого всероссийского парламента состоялось в январе 1918 года. После того, как собрание было разогнано большевиками, Вера Фигнер писала:
"Роспуск Учредительного Собрания был новым унижением заветной мечты многих поколений и наивного благоговения веривших в него масс. [...] И наряду с этим я сознавала, что мы, революционеры старшего поколения - отцы наступивших событий"
Несмотря на эти явно антибольшевистские взгляды, советская власть высоко оценила заслуги Веры Фигнер как борца с самодержавием. В СССР в её честь называли улицы, её юбилеи отмечали официальными торжествами и поздравлениями в центральных газетах. В 1926 году ей наряду с другими участниками цареубийства назначили персональную пожизненную пенсию.
После Октябрьской революции Фигнер отошла от политики и занялась публицистикой. Её двухтомник "Запечатлённый труд", посвящённый деятельности "Народной воли" при царском режиме, был переведён на множество языков и до сих пор считается одним из лучших образцов жанра мемуаров. Будучи членом советского Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, она также писала статьи для его официального журнала "Каторга и ссылка".
Кроме того, Вера Фигнер продолжила заниматься помощью политзаключённым. Во время Гражданской войны она входила в состав организации "Московский Политический Красный Крест", которая помогала заключённым связаться с родственниками и передавала в тюрьмы продукты и необходимые вещи.
В 1930-е годы Вера Фигнер стала свидетельницей небывалого размаха репрессий. Она пыталась использовать своё влияние для спасения невиновных, писала письма во ВЦИК и лично Сталину, но результатов это не принесло.
Скончалась Вера Николаевна Фигнер от пневмонии в 1942 году, не дожив пару недель до своего 90-летия.
_________________________________
Присоединяйтесь к Vir Magnus Вконтакте, Facebook, Одноклассниках или в Telegram, чтобы не пропустить новые статьи!