Начало Тапробана, открой личико! :о)
Ещё один поисковый заход в дебри интернет принёс новый улов :о)
с сайта atlantisjavasea.com
Дальний план
Тапробана (древнегреческий: Ταπροβανᾶ) или Тапробан (Tαπροβανῆ) - историческое название острова в Индийском океане. Онесикрит был первым автором, который упомянул остров Тапробана. Это имя также было сообщено европейцам греческим географом Мегастеном около 290 г. до н.э. и позднее было принято Птолемеем в его собственном географическом трактате, чтобы обозначить относительно большой остров к югу от континентальной Азии. Хотя точное место, на которое ссылается это название, остается неопределенным, некоторые ученые считают его истолкованием наугад любого из нескольких островов, включая Сумарту и Шри-Ланку.
Онесикрит ( Onesicritus - греческий историк, сопровождавший Александра в его походах в Азию, жил около 360 г. до н.э. - около 290 г. до н.э.)
Мегастенес ( Megasthenes приблизительно 350 г. - 290 г. до н.э. был древнегреческим историком, дипломатом и индийским этнографом и исследователем в эллинистический период. Он описал Индию в своей книге «Индика», которая теперь потеряна, но частично реконструирована из трудов более поздних авторов)
Остров вошел в европейское сознание во время завоеваний Александра Македонского. Адмиралы Александра Наркис и Онисикрит описали Тапробану в своих отчетах своему королю. Наркус плыл по южной оконечности Индии, описывая запахи корицы, которые доносились со сказочного острова, который он прошел по дороге. Мегасфен, посол Селевки в суде Чандрагупты Маурья, немного дополнил место. Несколько римских картографов и историков спорили о размере, форме и положении Тапробаны, прежде чем Клавдий Птолемей описал огромную «тапробану» в своей Географии, написанной около 150 г. н.э., которая в шесть раз превышала индийский субконтинент и оседлала экватор.
После падения Рима европейская география погрузилась в темные века, более глубоко, чем большинство других дисциплин. Как и многие древние книги и научные труды, особенно те, которые находились в Библиотеке в Александрии, работа Птолемея была потеряна для западной культуры более, чем на тысячу лет. В конце 1400-х годов, после того как исследователи эпохи Возрождения принялись изучать труды мусульманских ученых, которые сохранили большую часть классических знаний, утерянных Западом, его работа была вновь открыта и переведена на латынь, как наиболее часто используемый западными учёными того времени язык. География стала популярной снова, и было напечатано более 40 изданий Птолемея.
В своей работе «География» Птолемей описал и обобщил все знания о мировой географии, накопленные в Римской империи 2-го века. Это был значительный труд того времени, "География" была написана в восьми томах. В первой части рассматриваются проблемы проекций, т. е. представление сферического элемента, такого, как земля, на плоском листе бумаги. Вторая часть включала семь томов и была полностью составлена из атласа.
Одна проблема, с которой сталкиваются современные историки при исследовании работы Птолемея, заключается в том, что его работы были скопированы вручную и вдобавок ещё и переразпределены. Многие из его карт не были перерисованы, когда делались копии, и большинство известных сегодня книг не включают его рисунки; скорее, эти книги включают карты, сделанные много веков спустя, основываясь на его описаниях, или карты к описаниям вообще отсутствуют. Одним из таких источников, который указывает на эту проблему, является арабский ученый по имени аль-Масуди. Он писал около 956 г. н.э., о том, что в "Географии" Птолемея упоминается цветная карта с более чем 4,530 городами и указывающая более 200 гор. На карте мира Птолемея аль-Масуди идентифицирует многие современные географические районы, включая Тапробану и Аурею Херсонеус.
Это была основная тема дебатов по Табробане. Каждое последующее поколение читает смутные описания острова, оставленного их предшественниками, и спорит о том, что действительности обозначали их предшественники. Ученые 18-го и 19-го веков начали думать, что Птолемей путал Шри-Ланку с Сумарой или даже с нижним полуостровом Индии. В конце концов, невозможно назначить одно место, обладающее всеми качествами, которые были обозначены именем «Taprobana» на протяжении веков.
Название Taprobana было по недоразумению применено к Суматре с пятнадцатого века итальянским путешественником Nicolo di Conti. Конти был первым европейским путешественником, который отличил Шри-Ланку от Тапробаны и определил последнюю, как Суматру, которая, как будет отмечено, поперёк экватора. Последующие географы, историки, космографы и мыслители стали участвовать в споре о правильности его идентификации. Значительная путаница возникла в отношении того, была ли Шри-Ланка или Суматура изображена как остров Тапробана в Херефорде, Эбстрофе, каталонском Атласе «Маппа Мунди», в Планисфере Фра Мауро и в Глобусе Мартина Бехайма (Hereford, Ebstrof, Catalan Atlas’ Mappae Mundi and on Fra Mauro’s Planisphere and Martin Behaim’s Globe). Карты, такие как «Кантино», «Каверио» и «Контарини», вводили в заблуждение современных зрителей, которые, в свою очередь, это замешательство либо переводили в дискуссии, либо, даже, намеренно в виде явных инструкций для картографов переводили на карты, которые, в свою очередь, распространяли его так же наивно и с той же степенью интеллекта, что и их осведомители, в документы, которые они производят для своих непосредственных пользователей.
Особые географические перипетии Тапробаны привлекли внимание ведущих деятелей западной истории, Рамузио, Госселлина, Канта и Кассини, которые занимались этой дилеммой, попытались решить вопрос об идентификации Тапробаны со странами, начиная от Суматры и Мадагаскара. Венецианский географ, историк и гуманист Рамузио, опираясь на сообщение анонимного португальца и основываясь на географических и астрономических данных, стремился примирить местоположение и размеры Суматры с положением и размером острова, который, как утверждал Ямбул, обнаружил греческий торговец. Цель его аргумента заключалась в том, чтобы определить, что этот остров был именно Тапробаной классических авторов.
Карта Тапробаны Себастьяна Мюнстера, сделанная в 1580 году, носит немецкий титул "Sumatera Ein Grosser Insel" («Суматра, большой остров»). Старые дебаты были ранее решены в пользу Шри-Ланки, но более поздний показ карты Мюнстера с ее названием вновь вызвал дебаты. Карта Мюнстера была «прекрасным примером» трудностей, созданных производителями ренессансной карты для размещения континентов мира. Это показало картографическую неразбериху при изтолковании европейцами географии Азии.Карта Мюнстера Sumatera Ein Grosser Insel
То, что всё ещё озадачивает и сбивает всех с толку, - это преувеличенные размеры Тапробаны, если Птолемей действительно имел в виду остров сегодняшней Шри-Ланки. Напротив, субконтинент Индии, который показан на карте, намного меньше по размерам. Это правда, что Шри-Ланка во времена Птолемея была известным островом, так как он был расположен в центре Индийского океана, но Индия и её продукты были одинаково с известны (как и продукция Шри-Ланки) с дохристианской эпохи, начиная с персидской оккупации территории реки Синд и, позже, походов Александра, а также через морскую торговлю.
Напротив, Тапробана, несмотря на свои огромные размеры, была назначена Птолемеем, как торгующая слонами, золотом и специями. И Шри-Ланка, и Суматра были известны этими двумя товарами, а последняя - более специями, но это всё же Шри-Ланка, которая имела лучшие исторические данные для торговли слонами. Возможно, слонами для Шри-Ланки изображался интеллект и более легкий транспорт через Индийский континент, объясняет их предпочтение. Слоны Шри-Ланки стали широко изпользоваться только после того, как восточноафриканские ресурсы сократились.
(продолжение следует)