Даже в ряду массовых советских малолитражек «Москвичу» было уготовано незавидное место позади творений Волжского завода. Несмотря на славные победы экипажей московских машин на легендарных ралли-рейдах (Лондон – Сидней и Лондон - Мехико), рядовой водитель проголосовал за «Жигули». Виной тому отнюдь не дурные качества машин АЗЛК. К этому привели даже не низкие эксплуатационные качества. Ранняя по меркам бывшего СССР смерть московского автозавода забила последний гвоздь в крышку гроба «Москвича». На это, к сожалению, уже не повлиять. Но доброе имя «Москвича» есть чем восстановить. Вы знаете о рекордах, которые были установлены на них? Сегодня мы поговорим именно об этом.
Жарким летом 1972 года было принято решение, неизвестное ранее в автоспортивной практике СССР. Спортсмены решили замахнуться на рекорды выносливости, проходящие по регламенту FIA, на дистанции в 500 и 1000 километров, а также длительностью в шесть часов. Инициатором рекорда стал Юрий Лесовский, который был за рулем «Москвичей», стартовавших в Лондоне 1968 и 1970 года. Идея долго не могла приблизиться к реализации. Катализатором послужила встреча с Юлием Абрамовичем Клемановым, который был близок к данному замыслу. Было решено подготовить к рекорду несколько «412» моделей. Автомобили получили приставку «Р» к индексу. Одна машина готовилась к заезду в классе 6 (до 1,5 литров), а другая – 7 (до 2 литров). Моторы несколько отличались от серийных. Что стоит лишь факт того, что двигатели собирались под надзором заместителя главного конструктора АЗЛК – И. А. Гладилина. Главным отличием от серийных агрегатов (помимо объема) была двухвальная ГБЦ. Это, вкупе с идеальной настройкой и сборкой, позволило получить мощность в 110 и 125 сил (1,5 и 1,8 литра рабочего объема, соответственно). Изменениям подверглись не только моторы. Так, шасси автомобилей были несколько понижены, а салон максимально облегчен, дабы компенсировать дополнительный топливный бак и мощную радиостанцию.
На бетон полигона автомобиль вышел первого июля. Первая попытка: больший мотор, дистанция – 500 километров. Прошлый рекорд дальности был установлен в далеком 1956 году (160 км/ч). Дабы перекрыть это достижение, следовало проходить каждый круг менее, чем за 4,44 минуты. Но первые одиннадцать кругов «Москвич» идет с запозданием. Лишь двенадцатый круг переломил ситуацию, постепенно нагоняя упущенные секунды. К двадцатому кругу время прохождения составляет 4,42 минуты. Такой темп показал результаты. 36 кругов, суммарное время – 2 часа 50 минут и 5,5 секунды. Это рекорд! Средняя скорость дистанции – 177, 8 километров в час, а максимальное значение на дистанции – 180. Это уже серьезная заявка! Было решено сразу же ехать на 1000 километров. Но техника решила иначе: мотор начал капризничать, да и погода дождем предложила отложить рекорд. После срочной замены мотора заводскими механиками, «Москвич» снова на стартовой полосе. Экипаж из Лесовского и Шевченко попеременно привели московскую малолитражку к новому рекорду СССР – 163,72 километра в час! При этом перекрыли и шестичасовой рекорд: 163, 72! Этим было решено завершить «июльскую кампанию»
За новыми рекордами москвичи приехали спустя месяц. Юрий Лесовский за рулем полуторалитрового автомобиля решил покорить 500-километровый рубеж. Уверенность в автомобиле, подкрепляемая прошлыми рекордами, и колоссальный опыт, легко позволили взять рекорд. Новое достижение: 175,18 километров в час. Очередной всесоюзный рекорд! Из запланированного осталось лишь два рубежа на двухлитровом моторе.
Судьбоносный день выдался особенно жарким. После регламентных проверок, пилот занял свое место. Методично выдавая круг за кругом, Москвич прошел 500 километров за 2,52 часа. Более, чем достаточно!Это позволило смениться с Лесовским, а механикам – проверить машину.
Жаркое солнце стояло в зените. Безветренная погода позволяла отчетливо слышать кузнечиков в траве, а испарина от асфальта стояла высоко, искажая горизонт. В этой тягучей тишине лишь рез в несколько минут появлялся нарастающим шумом «Москвич», штурмующий рекорд. Монотонно, в молчаливом напряжении, автомобиль несся к рекорду, наматывая круг за кругом. Все шло штатно, но вдруг что-то пошло не так. Этот случай был подробно описан Ю. Клемановым в книге «Москвичи на «Москвичах»:
"Вдруг Шевченко вскочил. Лицо его побелело, в глазах мелькнула тревога и боль. Я, грешным делом, подумал сначала, что его оса ужалила. Но нет... Он стоял, дико вперив глаза туда, откуда должен был снова появиться Лесовский. Наконец выдохнул:
- Ты... видел?!.
Когда Лесовский показался на трассе снова, я кое-что начал соображать. Уже издали увидел, что у него выключены оба стеклоочистителя, а вблизи понял окончательно, что происходит. Все ветровое стекло было покрыто каким-то полупрозрачным, желтым, словно жировым, слоем!.. Осы, которые вели с нами свои безобидные игры, там, на трассе, не успевали уклоняться от мчащегося во весь опор металлического чудовища. И хотя стеклоочистители отбрасывали их в стороны, следы побоища все явственнее отпечатывались на стекле.
Шевченко прямо-таки застонал от увиденного. Вернее, от беспомощности, невозможности хоть что-нибудь предпринять, хоть как-то прийти на выручку товарищу. Не бросишься же на дорогу, чтобы разогнать этот глупый жужжащий рой или перенять его удар на себя. Можно себе представить, как переживал гонщик в эти минуты. Сильно пожелтевший мир сквозь ветровое стекло вряд ли представлялся ему в розовом свете. Видимость заметно ухудшилась и при такой скорости становилась критической. Рекорд повис на волоске.
К тому же мы заметили другое: не только стекло, но и облицовка радиатора были покрыты осами. Значит, они набились в соты радиатора (для ос что дом родной!), и двигатель, по всей вероятности, начинает уже перегреваться. Неужели же Юре, чтобы избежать этого, придется включить на машине отопитель? При такой-то жарище! Не сговариваясь, мы побежали с Николаем к стоявшей неподалеку переговорной рации.
- Все нормально, все нормально! - прозвучал в микрофоне хорошо знакомый голос Юры. - Включил отопитель... А то ведь зябко, продрог весь...
Мы с Николаем понимающе переглянулись.
- Я "Роза"!.. Я "Роза"!.. У меня все отлично! - послышалось вскоре вновь из несущегося с бешеной скоростью автомобиля.»
Новый рекорд ковался в трудных условиях. Седьмой десяток кругов шел почти вслепую. Но финиш близок! Спустя 72 круга изнеможенный пилот услышал по радио заветные слова: «Юра, рекорд есть!» Дистанция в 1000 километров, класс – до двух литров. «Москвичи» снова смогли! Тем временем, второй автомобиль «доделывал» последний рекорд – шестичасовой. С грязным стеклом, включенной печкой на нестерпимой жаре, «Роза» двигалась к финишу. Есть. Тысяча километров пройдена со средней скоростью в 174,23 километра в час. А шестичасовая дистанция – 174,32.
Этот эпизод отчетливо демонстрирует те возможности, которые были доступны потенциалу советского автоспорта. И возможно теперь, увидев в транспортном потоке измученный годами «четырестадвеннадцатый», вы вспомните о тех славных страницах, вписанных в историю отечественного автоспорта, их «коллегами».