- А почему Родина-мать не в Пятиморске? – спросил у меня сын. – Ведь главное событие войны произошло рядом с Пятиморском, а не в Сталинграде-Волгограде.
- Родина-мать – на своем месте, – ответил я. И рассказал ребенку об одном из великих символов нашей страны. Расскажу кое-что и вам:)
Недавно Родине-матери исполнилось 50 лет. А накануне ее тридцатилетия я пришел к одному мудрому журналисту и сказал.
- Есть идея для материала. Моя пациентка знает женщину, которая позировала Вучетичу для скульптуры Родина-мать. Вучетич ведь жил в Пятиморске, когда возводили его монумент Соединение фронтов. А потом и памятник Ленину. И увидел он на Дону одну казачку, фактурную, как Аксинья из "Тихого Дона".
- Дальше не надо, – сказал журналист. – Это известная байка. В ней "Аксинья" ему позировала со штакетиной в своем огороде.
- Да, точно…
- Олег, – сказал мне журналист. – Даже если бы рассказа этой
"Аксиньи" не было, ее бы и ее байку придумали. Как десятки людей потом придумали, что они с Лениным несли бревно.
- А вдруг и правда наша "Аксинья" – муза великого скульптора? – робко спросил я.
- С музой все давно понятно. Это Ника, крылатая богиня победы. В этом не может быть ни малейших сомнений. А Ника Самофракийская – вообще прямой прообраз Родины-матери.
- Это да, – вздохнул я. – И Статуи Свободы. И крестьянки, что рядом с рабочим, у входа на ВДНХ. И скульптуры на крыше волгоградского планетария…
Шли годы. И я следил за тем, как множится количество тех, кто нес с… кто был музой великого скульптора. К жене Вучетича, "Аксинье" и чемпионке по метанию диска добавились учетчица, гимнастка и официантка. Последняя с ее слов вообще позировала нагишом, а перед этим лично Вучетич ее долго уговаривал снизойти для Особой Роли.
Сам же маэстро выбор прообраза или музы не объяснял. Вообще.
Зато Андрею Сахарову он как-то сказал: "Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит – за Родину… вашу мать!".
Никиту Михалкова за менее острую шутку о нашей Нике чуть не порвали на флаг Российской империи.
А Вучетич выше зашоренных пересудов. Он другой. Он действительно – великий.
Как и его скульптура. Лучшая богиня победы всех времен и народов. Самая значимая. Самая наша.