Найти тему
inner emigrant

An English Garden | Le Jardin des Voix 8th edition. William Christie. Les Arts Florissants

Больше великих дирижеров вам в ленты!

На этот раз в Москву приехал сам William Christie​, и я сначала собираюсь подробно рассказать о нем, о том, за что его моментально нужно начать любить и о чуде, которое он осуществил (поэтому если кто-то все знает или читать не хочет, можете смело три абзаца проматывать или сразу смотреть видео к посту, не забывая заглянуть в комментарии – там сюрприз, за который меня видимо предадут анафеме).

Уильям Кристи родился в США в 1944-м году. С 1971-го живет во Франции. В 1979-м основал свой ансамбль «Les Arts Florissants​» («Цветущие/процветающие искусства», если грубо переводить с французского). Их совместная деятельность за эти годы привела к возрождению интереса к барочному музыкальному наследию и давно утвердила Кристи в качестве признанного мирового лидера в области аутентичного исполнения старинной музыки. Можно по-разному относиться к его интерпретациям, принимать или отвергать, но одно бесспорно – у него есть несколько непревзойденных работ и несчетное количество возрождений забытого или вовсе неизвестного репертуара (преимущественно оперного и вокального). Серьезно, даже на сегодняшний день, ко многим произведениям никто другой кроме Кристи в принципе не обращался.

Но все не было бы так значительно, если бы Кристи был просто аутентистом и исследователем старинной музыки, пусть даже и виртуозным. Вторая грань его величия – это педагогическая деятельность, воспитание нескольких поколений певцов и исполнителей. И речь тут не только о лекциях, мастер-классах и преподавании в консерватории. И даже не совсем о том, что многие известные ныне дирижеры, включая Марка Минковски и Эммануэль Айм, начинали свою карьеру в его ансамбле. С 2002-го года Кристи – руководитель Академии молодых исполнителей «Le Jardin des Voix» («Сад голосов»). Каждые два года сразу в нескольких странах происходит процесс отбора в Академию. Участвовать могут все желающие молодые вокалисты со всего мира в возрасте от 25-ти до 30-ти лет. Прошедших "победителей" ждет специальная программа обучения. С ними интенсивно занимаются самые известные в области барочной музыки певцы, педагоги по вокалу, музыковеды, консультанты по языкам, жестам и многому-многому другому. Академия, разумеется, тоже подарила миру много громких имен (включая Соню Йончеву, без которой последний год, кажется, не обходится ни одна мировая оперная премьера).

Тут следует оговориться, что «цветущие» искусства и «сад» голосов – совсем не случайны. Последние 20 лет Кристи живет в доме начала 17-го века, который в свое время он фактически возродил из руин и окружил чем бы вы думали? Конечно, огромным и уникальным садом (самым настоящим). С 2012-го года там проходит фестиваль под названием (и тут нет интриги) «Сады Уильяма Кристи», где «Цветущие искусства» и «Сад голосов» соединяются, чтобы молодые вокалисты смогли продемонстрировать результат своей работы. После этого Кристи организует выпускникам полноценное мировое турне, после которого, как правило, все участники получают ангажементы на много лет вперед.

И вот, весной 2016-го года прошел очередной набор, и настало время вот уже 8-му выпуску Академии предъявить свои умения миру. В августе 2017-го молодые певцы провели интенсивные недели в резиденции Кристи. Совместно с ансамблем, легендарным дирижером и его соратником Paul Agnew​ они собрали программу, на этот раз посвященную английскому барокко, и назвали ее… Ну давайте, это же просто… Именно! «Английский сад». 🙂

Эта программа, практически с пылу с жару, сегодня взорвала Концертный зал им. Чайковского.

"Английский сад" – истинная панорама английской музыки с конца Ренессанса до начала трех великих революций 18-го века (Французской, Американской и Промышленной). Здесь елизаветинские мадригалисты Джон Доуленд, Томас Томкинс, Орландо Гиббонс, Джон Уорд с их духовной музыкой соседствуют с Мэтью Локком (одним из первых композиторов, полностью вовлеченным в театральную музыку, в том числе писавшим музыку к пьесам Шекспира), с такими титанами как Генри Пёрселл (с его фирменными семи-операми) и Георг Фридрих Гендель (в каком-то смысле навязавший английской музыке жанр итальянской оперы) и с ярким представителем послегенделевского периода – Томасом Авкустином Арном, который смог соединить в своей музыке стили Перселла и Генделя.

Такая палитра произведений нужна не только, чтобы дать зрителю самое широкое представление о возможно самой великой музыкальной эпохе. Один из выдающихся талантов Кристи – умение сочетать идеализм и романтизм с выверенным прагматизмом. За счет широкого спектра репертуара каждый из 6-ти выпускников Академии может не только освоить, но и показать свое мастерство во всех оттенках, нюансах, в разных стилях, продемонстрировать свою универсальность или выигрышную специализацию.

Но при всех практических задачах именно для зрителя «Английский сад» становится настоящим праздником. И тут во-многом заслуга режиссера-постановщика Sophie Daneman, которой удалось собрать произведения и фрагменты столь разных авторов в единую драматургическую канву. Действие начинается с «Криков Лондона», и молодые солисты появляются прямо в зале, разгуливая среди зрителей по партеру и амфитеатрам с призывами купить рыбу и другие товары, которые так виртуозно вписал в музыкальную фактуру Гиббонс. Первое действие получило название «Тайна музыки» и практически до самого конца каждый из исполнителей воспевают различные музыкальные инструменты (скрипку и флейту с помощью Генделя, виолу и лютню с помощью Перселла, музыку в целом с помощью Томкинса, Арна, опять же Перселла и Генделя). Завершается все дуэтом и хором «И ныне весь воздух зазвенит» Томаса Арна, где на строчках «God save the King» сначала один из исполнителей достает из-за спины маленький флажок Великобритании и робко им машет, высмеивая стереотипы об английском патриотизме. Когда же строчка повторяется и зрители уже ждут этого микроперформанса, все оставшиеся пять солистов внезапно достают большие флаги Евросоюза, берутся за руки и доводят зал до того, что он разражается овацией с топотом, свистом и криками «браво» задолго до конца произведения.

После антракта начинается вторая часть «Ночь веселья», и, учитывая перформанс в первом действии, от такого названия ждешь сюрпризов. И ожидания не разочаровываются. Концепция действия в том, что с наступлением ночи мужчины увлекаются распутством и алкоголем, пока девушки (довольно успешно) стараются их вразумить и привести в чувства к наступлению утра. Здесь вновь смело и с большой иронией высмеиваются британские стереотипы. На фразе «Мы поклоняемся другому Вакху» один из солистов торжественно поднимает над головой ящик с пивом. И вот, уже изрядно набравшись, другой садится прямо на край сцены (см. комментарии к посту) и в венке из виноградной лозы начинает нависать над залом, после чего поливает сцену пивом.

Такая свобода, задор, прыть заставляют радостно подпрыгивать на месте каждую секунду. Особенно когда понимаешь, что все это происходит в возможно самом консервативном и душном зале столицы, где от старомодного конферанса (который безусловно часть традиции, но все же) клонит в сон задолго до выхода исполнителей на сцену. И вот это пространство разряжается. Одни зрители ликуют, другие сидят с ошеломленным видом «шли на вроде бы приличного пожилого дирижера, а тут черти что», чем еще больше раззадоривают восторг первых. Солисты используют все пространства, включая сценические балконы и зрительный зал. И когда к финалу «все привествуют восходящее солнце» вдруг в зале постепенно начинает зажигаться свет – это финальная вишенка, которая добивает окончательно.

Овация безудержная, граничащая с исступлением длилась без преувеличения 20 (!) минут. За это время было три биса (хотя запланирован был максимум один). Я записал все полностью со всеми бисами для всех, кого не было в этот вечер (трансляцию раздобыть невозможно пока). Конечно звук и исполнение (все же бисы всегда эмоционально несдержаннее и вольнее) оценить будет трудно, но ощущение свежего воздуха и разряженной атмосферы оно гарантированно передает. Длится запись 17 минут. Последние три минуты оваций перестал снимать. Не выдержал. Не было никакой возможности сопротивляться желанию топать, хлопать и кричать. 🙂

После, уже направляясь к выходу, я столкнулся с некоторыми видными музыкальными деятелями, которые в характерной высокомерно-снобисткой манере обсуждали солистов. Мол все конечно чудесно и восторг-восторг, но все же Natasha Schnur (сопрано) привнеся перселовский дух не смогла пробиться дальше второго амфитеатра, Eva Zaïcik-Mezzo Soprano заражает темпераментом, но он временами слишком напористый и выбивается из ансамблей, и из девушек только Natalie Pérez - soprano безукоризненно прекрасна. К мальчикам (как вообще-то полагается порядочным музыкальным деятелям) они были не более благосклонны. Josep-Ramon Olivé, baritonei удостоился эпитета «бескопромисно воодушевленного весельем», James Way (тенор) «временами недоставало воздуха», и только Padraic Rowan (басс-баритон) разворачивает «крепкую основу с фирменным британским юмором» (что бы это не значило). И даже несмотря на то, что потом все мило сошлись в утверждении, что баланс голосов в акапельном звучании замечателен, сплоченность труппы и оркестра неоспорима, я в этот момент заряженный драйвом мог думать только об одном: «Не дай бог когда-либо стать таким». Видимо из-за этой мысли я капитулировал на вопросе: «А сценическое действие вообще отвлекало. Что это было?».

Теперь хочу ответить (уверен они прочтут). Это, господа, была молодость. Жалко, что вы не понимаете. Потому, что вот Уильям Кристи, например, понимает. И вот сейчас все, кто посмотрят на видео, как в конце каждого из первых двух бисов шестеро молодых солистов поворачиваются к залу спиной и завороженно следят за Маэстро, и как в последнем третьем бисе, он сам застывает, не отводя от них взгляда, и лишь едва заметно покачивает головой и раскачивается в такт, переступая с ноги на ногу, это тоже поймут. А еще на видео плохо видно (мой косяк), но можно разглядеть как Кристи подарил свою розочку маленькой девочке в зале, которая аккуратно ушла с ней вверх по ступенькам. И тут никакие комментарии не нужны. Просто посмотрите как она ее несет.

В общем, друзья, этот легендарный человек, с какой-то невероятной статью, осанкой, манерами, который смог из ничего создать вот эти бесчисленные сады, эти цветущие искусства – самый настоящий творец. Его сады поистине райские. И у шести прекрасных цветов, которыми он с такой гордостью сегодня хвастался, огромный потенциал в самом ближайшем будущем стать звездами первой величины.

Спасибо за игривую, живую, легкую, прозрачную и виртуозную музыку!

Есть такое дурацкое эпистолярное клише «Музыка, которая обнимает сердце». Так вот Кристи сегодня показал, что оно не такое уж дурацкое, да и не такое уж клише.

___________

Источник материала и видео: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/362506840864892

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant

-2
-3
-4
-5