Представьте себе ситуацию — вы сидите в кафе и заказываете салат. Официант берет предоплату (вдруг вы все сожрете и сбежите), и удаляется. Через довольно продолжительное время вам приносят тарелку, на которой лежит салат. Зеленый такой, относительно свежий. Ровно один лист. Вы недоуменно смотрите на официанта.
- Это что такое?
- Базовый компонент, салат. Или латук посевной, как его еще называют.
- А где все остальное? Тут на картинке еще помидоры, чеснок, сыр, где это все?
В ответ на вашу гневную тираду официант с невозмутимым видом ставит на стол три коробочки.
- Дополнительные материалы к салату находятся здесь. С определенным процентом вероятности вы можете получить какой-нибудь дополнительный ингредиент.
В недоумении вы открываете коробочки. В одной оказывается чеснок. В другой тоже чеснок, только чуть побольше. В третьей сыр.
- А помидоры? Масло? Курица?
Официант ставит перед вами ящик с маленькими коробочками.
- Вы можете докупить нужные вам ингредиенты, каждая коробочка обойдется вам в десятую часть стоимости основного блюда. Вы можете получить их бесплатно, если будете приходить в наш ресторан почаще и побольше заказывать.
- Я к вам больше не ногой, - кричите вы в гневе. - И салат ваш дурацкий есть не буду! Верните мне деньги!
- Видимо, вы еще не созрели для нашей инновационной бизнес модели, - вздыхает официант, протягивая вам толстую стопку бумаг. - Заполните, пожалуйста, нашу официальную форму возврата и отказа от услуг…
Звучит как сценарий какого-то комедийного скетча, не правда ли? Однако, именно такую бизнес-модель выбрала компания EA для своей игры Star Wars Battlefront 2. В игре присутствуют лутбоксы — коробки, из которых случайно можно получить нужный вам игровой предмет или персонажа. А можно и не получить. Но не беда — лутбоксы можно заработать в игре, хорошенько пофармив внутриигровые очки. В первой части игры за эти очки можно было покупать именно то что вам нужно, а здесь — эти самые загадочные ящики. С какого раза выпадет то что вам надо знают только в самой EA. Конечно, если не хотите фармить, можно купить несколько ящиков за реальные деньги. Опять не выпало что-то нужное? Ну упс, не повезло. Покупайте еще. Или пытайтесь зарабатывать очки, огребая в мультиплеере от тех, кому не накладно вложить в игру тысячу — другую долларов и открыть вообще все сразу. Многие карты дают бонусы, серьезно ломающие баланс, что для мультиплеерной игры - смерти подобно. Вы купили один ящик и получили что-то незначительное, а кто-то купил их тысячу, вытащил все что можно и собрал машину убийства, не затрачивая много времени на фарм. Очень весело будет столкнуться с таким противником, когда вы только начинаете осваивать мультиплеерный режим.
Таким образом, в игре реализована замечательная и горячо любимая всеми геймерами концепция pay to win – плати чтобы выиграть. Она без проблем прижилась в «бесплатных» мобильных играх с микротранзакциями, разработчики которых как раз и живут за счет игроков желающих быть лучшими и вливающих много денег. Но Battlefront 2 изначально стоит 2000 рублей, как можно было вводить там микротранзакции? Неизвестно как, но EA все-таки решила что можно. Посмотрела на какой-нибудь Overwatch и решила — если у Blizzard есть лутбоксы в игре за полную цену, то почему бы и нам так не сделать? Только в Overwatch из коробок валятся исключительно косметические улучшения — скины персонажей, граффити, эмоции, а также золото, за которое вы можете купить то что вам надо, не дожидаясь пока оно выпадет. Новые персонажи, карты и режимы добавляются в игру бесплатно.
Реакция игроков на такое скотское отношение со стороны EA была очень бурной, и главное — очень действенной. На Metacritic у игры рекордный рейтинг 0.8 из 100, с 1500 негативными отзывами пользователей, в то время как специализированные игровые издания ставят ей 8 и 9 из 10. Люди отменяют предзаказы и везде — в шутках, мемах, соцсетях, тредах имиджборд и реддита звучат призывы не покупать игру. Ну и кроме того, игровое сообщество задало индустрии сложный вопрос — являются ли концепция лутбоксов азартной игрой? Конечно, ответ «нет» от юристов последовал незамедлительно, но горячее обсуждение этого топика продолжается до сих пор. Самое значимое последствие негативной реакции игроков, заставившей EA шевелится — серьезное падение ее акций. Разработчики из DICE тем временем накатали слезливую извиняшку в духе «мы не ведали что творили», и временно изъяли лутбоксы из игры. Что вернется на их место — время покажет.