Как бы не были жестоки законы боевых действий, какую бы лютую ненависть не испытывали друг к другу представители противоборствующих сторон, реальные условия фронтовой жизни диктуют необходимость выполнения требований особого этикета и правил. Они не прописаны ни в одной из международных конвенций и относятся, к так называемым неписаным законам войны.
Когда на передовой стараются не стрелять
Соблюдение неписаных законов войны чаще всего характерно в тех случаях, когда война приобретает затяжной позиционный характер.
К самым распространенным правилам можно отнести тот случай, когда противники не открывают огонь по работающим на нейтральном участке фронта санитарам и личному составу похоронных команд. В данном случае запрет на стрельбу продиктован не только гуманными целями. Разлагающиеся трупы отнюдь не скрашивают суровые фронтовые будни, к тому же могут служить источниками инфекций.
Очень часто между противоборствующими сторонами устанавливается негласное правило не стрелять по доставщикам питьевой воды из водоемов, расположенных между позициями. По свидетельству ветеранов Великой Отечественной на фронте имели место случаи, когда на расположенные в нейтральной зоне склады, фруктовые сады или виноградники, населенные пункты, по договоренности, каждый в свое установленное время, совершали вылазки, как бойцы Красной армии, так и солдаты Вермахта.
В период двух мировых войн действовал неписаный закон не стрелять по бойцам, справляющих нужду. Это делалось с той целью, чтобы дать возможность противнику и, в первую очередь, себе оправлять этот естественный процесс подальше от укрытий, чтобы не омрачать и без того нелегкую фронтовую жизнь наличием нечистот в окопах.
Отношение к пленным
Опыт войны показал, что условия фронтовой жизни не всегда способствовали гуманному отношению к пленным, как это требуют международные конвенции. Для командиров подразделений, воюющих в первом эшелоне, наличие пленных всегда являлось причиной лишней головной боли. Для, пусть даже не длительного, нахождения пленных в расположении надо было позаботиться об обустройстве места их содержания и организовать конвоирование в штаб вышестоящего соединения. У ротного или батальонного командира достаточно хлопот на передовой, а обстоятельства могут обернуться таким образом, что пленных лучше не брать. Ветеран Великой Отечественной старший сержант Бабенко Григорий Борисович рассказывал, как лично задержал офицера Люфтваффе, сбитого самолета. После рукопашной схватки немца удалось обезоружить и связать. Доставив пленного в штаб батальона, сержант вместо награды получил от комбата нагоняй.
В период Второй мировой советские бойцы, как правило, не брали в плен военнослужащих СС и СД их расстреливали на передовой. Черная форма позволяла легко отличать их от солдат Вермахта, иногда это и являлось причиной того, что под расправу попадали танкисты.
Особое отношение к снайперам
Снайперы причисляются к особой касте военнослужащих. Они ведут свою войну с противником, в корне отличающуюся от той, что выпала на долю основной массы фронтовиков. Начало активному их применению было положено в период Первой мировой. Еще с тех времен у окопников сложилось крайне негативное отношение к снайперам даже к тем, кто воюет на их стороне.
Попадание в плен готовило снайперу весьма печальную участь, гораздо более страшную, чем гибель на передовой. Свои не любили их потому, что те не ходили в атаки, а затаившись в укромных местах, выслеживали свои жертвы и хладнокровно убивали их. Зачастую в результате работы снайпера, которая шла в разрез с неписаными законами войны, нарушались установленные договоренности между противоборствующими сторонами на передовой, что значительно осложняло жизнь фронтовикам.
На выработку законов неписаного фронтового кодекса человечество потратило не одну сотню лет. Тяжело представить, какие проблемы придется решать воюющим сторонам в эпоху новых видов вооружения, с внедрением в войска беспилотных летательных аппаратов и робототехники. Не исключено, что современные вооруженные столкновения потребуют создания новых неписаных законов войны.