Если вдруг кто-то забыл или вовремя не придал значения, сейчас в рамках фестиваля NET (New European Theatre) в Новом Пространстве Театра Наций проходит грандиозная вещь – серия мультижанровых перформансов. Как несложно догадаться из названия, это несколько работ, сочетающих сразу множество жанров, один из которых (учитывая, что фестиваль театральный) непременно отсылает к театральной форме.
У нас сейчас многие довольно скептически относятся к экспериментам, однако при правильном отношении, эксперимент требует от создателей куда больше усилий и ответственности. И в конечном счете именно из таких экспериментов на стыке жанров вырастает что-то свежее и новое.
В субботу прошли сразу четыре показа перформанса «Со-прикосновение», о котором многие наслышаны, где перформеры танцуют с телом зрителей и создают танец, который можно «увидеть» ладонью. «Увидеть» здесь в кавычках, поскольку именно зрительного канала восприятия участников лишают и заставляют их «смотреть» через телесный и слуховой опыт, через движение и прикосновение. Единственное, что сообщают зрителю перед входом: «Будьте готовы, что к вам будут прикасаться!».
Но так случилось, что туда я не успел и обсудим «Со-прикосновение» подробно мы чуть позже, в следующие показы. А уже вчера прошли два показа (на один из которых примчался) второго перформанса серии – «Градостроительство», который создан в рамках лаборатории «PER FORMA» совместно хореографами современного танца и архитекторами Московской архитектурной школы МАРШ.
На входе один из перформеров просит вас оставить все вещи в фойе, поскольку они «будут только мешать», и пройти в зал. В зале вы сквозь полумрак видите несколько рядов стульев, идеально словно по линейке расставленных в определенной пропорции. Вы можете занять любой из них. Спустя некоторое время тишины и «легкого шепота» участников, пространство прорезает звучание текста архитектурного трактата Ле Корбюзье «О градостроительстве». Текст теперь деконструирован, разобран на предлоги, частицы и междометья, экспозицию которых зрителю предъявляют вначале. За ними уже следуют более смысловые части речи (глаголы, прилагательные, наречия и существительные) без тех самых предлогов. От этого текст обретает шаманское звучание, и именно он становится «саундтреком» 40-минутного перформанса.
Всего в зале человек 50, из которых около 20-ти (!) – замаскрированные под зрителей перформеры. Спустя некоторое время после начала, первый перформер встает со стула и садится на пол, задает аудитории некий импульс. Сначала раздаются смешки, потом кто-то из зрителей и других перформеров повторяет маневр. Дальше кто-то просто встает с места, кто-то разворачивает стул спиной, кто-то берет его и отсаживается в угол. Интенцию задают перформеры, некоторые зрители охотно поддерживают процесс, некоторые занимают осторожную выжидательно-наблюдательную позицию. В результате идеальный порядок трансформируется в полный хаос. Но, как подсказывает звучащий параллельно текст Корбюзье, человек по своей природе стремится к упорядочиванию. И стоит только поставить два стула в ряд, как другие непременно захотят выстроить линию. Из пары стульев, поставленных рядом, зрители непременно сформируют круг.
Учитывая название перформанса, в этот момент начинаешь думать, что все происходящее – некая визуализация самоорганизации людьми городской среды. Демонстрация того, насколько идея и принципы «урбанистики» глубоко зашиты в человеческую природу.
Но вот уже две девушки, занявшие два стула в середине пространства, начинают перформерами отгораживаться «забором» из стульев. Это начинание также поддерживают некоторые зрители, и на передний план выступают вопросы изгнания и изоляции. Все происходящее перестает быть смешным. Собственно когда видишь как люди добровольно и радостно выстраивают из стульев шеренги, следуя некоему порыву коллективизации, уже не очень весело.
И таким образом история о том как устроено взаимодействие горожан перерастает в нечто большее. Уже к середине перформанса, когда пытаешься прощупать его драматургию, вдруг понимаешь, что: некий архитектор соорудил идеально пропорциональное пространство и впустил туда людей. И вот он ходит по периметру и наблюдает за тем, как люди эту пропорцию разрушают, пытаются выстроить что-то свое, иногда милое, иногда важное, иногда пугающее. Они выстраивают лабиринты, в которых сами же и теряются, разрушают и создают вновь и вновь без каких-либо инструкций, указаний, никак заранее не договариваясь между собой. Нужно было только дать им к этому импульс, и их уже в этом процессе не остановить. История, как вы понимаете, резко выходит за пределы конструирования микро-модели «социума/города».
Я так подробно, без опасения спойлеров, об этом рассказываю, поскольку события перформанса неповторимы от показа к показу в принципе. Все сильно зависит от конкретных людей, собранных в зале, от их зрительской свободы и от индивидуальной способности каждого зрителя коммуницировать и принимать решения, выбирая что именно разрушать, а что именно воссоздавать. Но отказаться от этого выбора нельзя. Ты в любом случае своим безучастием будешь поддерживать происходящее.
В общем очень интересный опыт, и я постараюсь не дать вам забыть, когда будут следующие показы.
А пока, не пропустите оставшиеся два проекта серии (к тому же они музыкальные, как мы тут особенно любим, и билеты на них более чем доступны):
1 - Сценическая кантата SOS (The Song of Songs). Совсем немного билетов по 500₽ тут: http://theatreofnations.ru/performances/sos
2- Музыкальный перформанс «DOWN TO ZERO» («Вниз к нулю»). Билеты по 300₽ тут: http://theatreofnations.ru/performances/down-to-zero-vniz-k-nulyu-1
Увидимся! 😉
___________
Источник материала и видео: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/360187644430145
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал: https://t.me/inner_emigrant