Найти тему
Наука±Игры

Что такое геймификация?

Геймификация - это использование игровых механик в "не игровом" окружении. Простыми словами - способ заинтересовать человека в какой-либо активности. В статье мы расскажем: что же это за механики, кто их применяет и как их критикуют.

Кстати... Кликнув на эту статью вы заработали первую звезду! Читайте текст дальше, чтобы найти остальные. Соберите все пять звезд, чтобы разблокировать секретный уровень доступа к новым статьям!

Ваша первая награда!
Ваша первая награда!

В чем смысл

Вся суть заключается в удовлетворении естественных желаний человека. Люди хотят общения, достижений, соревнования, самовыражения. Хотят чувствовать, что их действия что-то значат. А еще люди просто любят играть. Первые стратегии геймификации использовали систему наград за выполнение желаемого действия: пришел на работу вовремя - получи 100 корпоративных кредитов. В качестве наград могут быть: значки, токены, очки опыта, валюта и так далее.

Токены
Токены

Можно взять любую задачу и сделать так, чтобы она ощущалась как игра. Достигнуть этого можно следующими техниками: дав игроку возможность делать выбор, создав дружелюбный туториал, постепенно повышая сложность задания, добавить нарратив.

Дать выбор

Люди хотят ощущать себя автономными. Хотят чувствовать, что их действия на что-то влияют. Если действие бессмысленно, то зачем его выполнять, верно? Поэтому игры наполнены возможностями выбирать: повернуть направо или налево, купить новый меч или сэкономить, драться с драконом или попробовать договориться мирно. Успешные проекты по геймификации используют эту технику.

Источник: keithscottperformance.com
Источник: keithscottperformance.com

Туториал

Игры начинаются с объяснения, как играть. Чтобы не напугать человека сложностью, необходимо погружать его в процесс постепенно. Сначала объясним элементы интерфейса, потом - как ходить, бить врагов, выполнять квесты. Можно применить это к повседневным задачам. У работника офиса квест - сдать отчет. Сперва обучим его писать маленькие части отчета, потом - склеивать их вместе, редактировать, отправлять.

Повышать сложность

Представьте себе: игра в первые же минуты бросает на вас самых сложных врагов, не дает аптечек и патронов, да еще и ограничивает время на прохождение уровня. А вы толком не разобрались как играть. Или обратная ситуация: вы уже всё поняли и ждете от игры заданий посложнее, а она всё еще с вами сюсюкается. Это приводит к раздражению и разочарованию. Скорее всего такую игру выключат и больше не запустят. То же и с геймификацией трудовых задач: нужно вести игрока от простых заданий к сложным. Так он будет чувствовать собственный прогресс и удовлетворение от решения задач адекватной сложности.

-4

Нарратив

Чтобы превратить скучный процесс в игру можно придумать историю. Ребенок не просто прыгает с дивана на диван - он спасается от лавы. Марио не просто бежит вперед и собирает монетки - он ищет принцессу. А вы, уважаемые читатели, не просто ищете звезды в тексте: собрав все пять звезд вы получите уникальный ключ, который откроет секретный способ получать статьи этого канала!

Вы нашли вторую звезду! Так держать!

Две звезды из пяти!
Две звезды из пяти!

Еще один хитрый трюк - это таблицы рекордов. Возможность сравнить свои достижения с другими игроками добавляет азарта. Кстати, по нашим данным, три звезды соберет только 20% игроков, а все пять соберут лишь 7 человек из 100!

Кто применяет

Геймифицировать удалось практически все сферы деятельности человека. Но чаще всего это: бизнес, здравоохранение, обучение и наука.

Бизнес

Самый наглядный пример - это Uber. Компания внедрила бэйджи для водителей за беседы с пассажирами, количество километров, количество выполненных заказов, среднюю оценку от пассажиров и так далее. Всё это стимулирует соперничество, заставляет водителей дольше оставаться за рулем.

Uber награждает "очками"
Uber награждает "очками"

Геймификацию используют в маркетинге. Например, Starbucks в 2010 году раздавал значки за посещение различных локаций. Значки можно было обменивать на скидки.

Вы нашли звезду! Добавьте её в свою коллекцию!

3 из 5. Осталось найти всего две для полной коллекции!
3 из 5. Осталось найти всего две для полной коллекции!

Здравоохранение

Fitocracy и QUENTIQ - приложения для смартфонов, которые использую принципы геймификации для мотивации заниматься физкультурой. Пользователи получают очки за пробежки, приседания и прочие виды нагрузки. Приложение выдает квесты (последовательность упражнений) и регистрирует рекорды пользователя.

Игры PokemonGo и Ingress провоцируют людей больше ходить пешком. По данным исследования 2016 года из-за PokemonGo пользователи делали на 194 шага в день больше, чем обычно. А игра "Zombies, Run!" и вовсе заставляет человека бегать по родному городу в условиях зомби-апокалипсиса.

Кадры из приложения Zombies, Run!
Кадры из приложения Zombies, Run!

Обучение

В 2009 году в Нью-Йорке открылась средняя школа, полностью работающая на принципах геймификации. Над разработкой учебных программ работают совместно учителя и гейм-дизайнеры. Каждый элемент программы представлен в виде миссии.

Обучающие онлайн-ресурсы также используют геймификацию: Khan Academy применили игровой процесс для решения проблемы мотивации у студентов.

Наука

Об играх на службе науки мы уже писали здесь и здесь. Пока речь идет только о проектах гражданской науки. С помощью игр можно привлечь широкую аудиторию к решению научных проблем. Геймификации науки для специалистов (ученых) пока нет.

Хватайте предпоследнюю звезду! Ваш результат уже выше, чем у 90% игроков. Осталась всего одна звезда до награды...

Коллекция почти собрана.
Коллекция почти собрана.

Критика

Исследователи из Гамбурга пишут, что часто используемые стратегии геймификации создают ложное ощущение прогресса и могут приводить к нежелательному поведению.

Геймификацию в образовании критикуют за создание "искусственной" мотивации взамен "настоящей": студенты будут учиться только для получения очередного достижения в приложении, а не ради знаний. Чтобы понять, так ли это, нужны годы исследований.

Джэйн МакГонигал - одна из ведущих исследователей видеоигр в мире - критикует геймификацию за примитивное использование систем вознаграждений в отрыве от настоящего игрового процесса. В своей работе она предпочитает использовать термин "игровой дизайн" - проекты геймификации, в которых наградой является сама игра.

Вы нашли пятую звезду и собрали полную коллекцию! Ваш результат лучше, чем у 93% пользователей!

Завершено 100%
Завершено 100%

Награда за полную коллекцию - золотой ключ, открывающий публикации этого канала. Чтобы активировать приз, нажмите на кнопку "подписаться на канал". Этот редкий артефакт поможет вам видеть новые публикации в ленте чаще!

Ключ от публикаций канала Наука±Игры на Яндекс.Дзен
Ключ от публикаций канала Наука±Игры на Яндекс.Дзен

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц