Геймификация - это использование игровых механик в "не игровом" окружении. Простыми словами - способ заинтересовать человека в какой-либо активности. В статье мы расскажем: что же это за механики, кто их применяет и как их критикуют.
Кстати... Кликнув на эту статью вы заработали первую звезду! Читайте текст дальше, чтобы найти остальные. Соберите все пять звезд, чтобы разблокировать секретный уровень доступа к новым статьям!
В чем смысл
Вся суть заключается в удовлетворении естественных желаний человека. Люди хотят общения, достижений, соревнования, самовыражения. Хотят чувствовать, что их действия что-то значат. А еще люди просто любят играть. Первые стратегии геймификации использовали систему наград за выполнение желаемого действия: пришел на работу вовремя - получи 100 корпоративных кредитов. В качестве наград могут быть: значки, токены, очки опыта, валюта и так далее.
Можно взять любую задачу и сделать так, чтобы она ощущалась как игра. Достигнуть этого можно следующими техниками: дав игроку возможность делать выбор, создав дружелюбный туториал, постепенно повышая сложность задания, добавить нарратив.
Дать выбор
Люди хотят ощущать себя автономными. Хотят чувствовать, что их действия на что-то влияют. Если действие бессмысленно, то зачем его выполнять, верно? Поэтому игры наполнены возможностями выбирать: повернуть направо или налево, купить новый меч или сэкономить, драться с драконом или попробовать договориться мирно. Успешные проекты по геймификации используют эту технику.
Туториал
Игры начинаются с объяснения, как играть. Чтобы не напугать человека сложностью, необходимо погружать его в процесс постепенно. Сначала объясним элементы интерфейса, потом - как ходить, бить врагов, выполнять квесты. Можно применить это к повседневным задачам. У работника офиса квест - сдать отчет. Сперва обучим его писать маленькие части отчета, потом - склеивать их вместе, редактировать, отправлять.
Повышать сложность
Представьте себе: игра в первые же минуты бросает на вас самых сложных врагов, не дает аптечек и патронов, да еще и ограничивает время на прохождение уровня. А вы толком не разобрались как играть. Или обратная ситуация: вы уже всё поняли и ждете от игры заданий посложнее, а она всё еще с вами сюсюкается. Это приводит к раздражению и разочарованию. Скорее всего такую игру выключат и больше не запустят. То же и с геймификацией трудовых задач: нужно вести игрока от простых заданий к сложным. Так он будет чувствовать собственный прогресс и удовлетворение от решения задач адекватной сложности.
Нарратив
Чтобы превратить скучный процесс в игру можно придумать историю. Ребенок не просто прыгает с дивана на диван - он спасается от лавы. Марио не просто бежит вперед и собирает монетки - он ищет принцессу. А вы, уважаемые читатели, не просто ищете звезды в тексте: собрав все пять звезд вы получите уникальный ключ, который откроет секретный способ получать статьи этого канала!
Вы нашли вторую звезду! Так держать!
Еще один хитрый трюк - это таблицы рекордов. Возможность сравнить свои достижения с другими игроками добавляет азарта. Кстати, по нашим данным, три звезды соберет только 20% игроков, а все пять соберут лишь 7 человек из 100!
Кто применяет
Геймифицировать удалось практически все сферы деятельности человека. Но чаще всего это: бизнес, здравоохранение, обучение и наука.
Бизнес
Самый наглядный пример - это Uber. Компания внедрила бэйджи для водителей за беседы с пассажирами, количество километров, количество выполненных заказов, среднюю оценку от пассажиров и так далее. Всё это стимулирует соперничество, заставляет водителей дольше оставаться за рулем.
Геймификацию используют в маркетинге. Например, Starbucks в 2010 году раздавал значки за посещение различных локаций. Значки можно было обменивать на скидки.
Вы нашли звезду! Добавьте её в свою коллекцию!
Здравоохранение
Fitocracy и QUENTIQ - приложения для смартфонов, которые использую принципы геймификации для мотивации заниматься физкультурой. Пользователи получают очки за пробежки, приседания и прочие виды нагрузки. Приложение выдает квесты (последовательность упражнений) и регистрирует рекорды пользователя.
Игры PokemonGo и Ingress провоцируют людей больше ходить пешком. По данным исследования 2016 года из-за PokemonGo пользователи делали на 194 шага в день больше, чем обычно. А игра "Zombies, Run!" и вовсе заставляет человека бегать по родному городу в условиях зомби-апокалипсиса.
Обучение
В 2009 году в Нью-Йорке открылась средняя школа, полностью работающая на принципах геймификации. Над разработкой учебных программ работают совместно учителя и гейм-дизайнеры. Каждый элемент программы представлен в виде миссии.
Обучающие онлайн-ресурсы также используют геймификацию: Khan Academy применили игровой процесс для решения проблемы мотивации у студентов.
Наука
Об играх на службе науки мы уже писали здесь и здесь. Пока речь идет только о проектах гражданской науки. С помощью игр можно привлечь широкую аудиторию к решению научных проблем. Геймификации науки для специалистов (ученых) пока нет.
Хватайте предпоследнюю звезду! Ваш результат уже выше, чем у 90% игроков. Осталась всего одна звезда до награды...
Критика
Исследователи из Гамбурга пишут, что часто используемые стратегии геймификации создают ложное ощущение прогресса и могут приводить к нежелательному поведению.
Геймификацию в образовании критикуют за создание "искусственной" мотивации взамен "настоящей": студенты будут учиться только для получения очередного достижения в приложении, а не ради знаний. Чтобы понять, так ли это, нужны годы исследований.
Джэйн МакГонигал - одна из ведущих исследователей видеоигр в мире - критикует геймификацию за примитивное использование систем вознаграждений в отрыве от настоящего игрового процесса. В своей работе она предпочитает использовать термин "игровой дизайн" - проекты геймификации, в которых наградой является сама игра.
Вы нашли пятую звезду и собрали полную коллекцию! Ваш результат лучше, чем у 93% пользователей!
Награда за полную коллекцию - золотой ключ, открывающий публикации этого канала. Чтобы активировать приз, нажмите на кнопку "подписаться на канал". Этот редкий артефакт поможет вам видеть новые публикации в ленте чаще!