Взрослые нередко предлагают детям новые игрушки, новые задания, новые книги. Дети живо интересуются всем, что-то занимает их внимание считанные минуты, а что-то может увлечь надолго. Случается, что игра или задание оказываются очень трудными для ребенка, а родители настаивают на них, что отбивает у ребенка желание заниматься подобным надолго. Но задача взрослых, будь то родители или педагоги, не просто отвлечь и развлечь ребенка, а привить ему новые полезные навыки. Как определить, что из предложенного наиболее полезно ребенку в данный конкретный момент? Конечно, на многих пособиях стоят возрастные маркеры, но они не всегда помогают, так как возрастные рамки могут быть слишком широкими, а все дети разные.
Оказывается, что наибольший развивающий и обучающий эффект дают те игры, задания и упражнения, которые выполнить ребенку самостоятельно пока трудно, но с небольшой помощью взрослого, он может справиться. Если сейчас ребенку требуется небольшая подсказка, то в следующий раз он сможет сделать задание уже сам. Это значит, что такое задание лежит в зоне его ближайшего развития, именно в этом направлении ребенок может расширить свои возможности. Именно такие упражнения учат ребенка новому, не пугая трудностями и вызывая интерес.
Когда задание слишком легкое, оно не научит ничему. Раз ребенок с ним справляется без труда, значит он хорошо владеет теме навыками, которые требуются при выполнении этого задания.
Предположим ребенку подарили паровозик Lego Duplo (для детей 2-5 лет).
Ребенок в два года будет учиться собирать паровозик, с помощью мамы выучит новые цвета (оранжевый, коричневый, голубой…). Эти действия находятся в его зоне ближайшего развития. А вот просьба мамы назвать и расставить все цифры по порядку поставит ребенка в тупик, особенно, если он еще не начал знакомиться с цифрами.
Пятилетний ребенок без труда соберет игрушку по картинке на коробке. Если он умеет считать до десяти, но еще путает названия цифр, то ему будет интересно, а главное, полезно потренироваться называть цифры и находить для них место в ряду. Если числовой ряд ребенок освоил, то можно предложить придумать историю о путешествии человечка на паровозике или помочь инсценировать сказку «Паровозик из Ромашково».
Каждое сложное задание можно разбить на несколько маленьких и простых, а любая игрушка для малыша может послужить развивающим пособием для старшего дошкольника, если использовать ее для решения более сложных задач, актуальных для будущего первоклассника.
Предлагайте детям задания, которые находятся в зоне их ближайшего развития, и обязательно увидите результат!
Полезная статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.