Найти тему

4 необычных приема, как сделать интересным любой текст, независимо от темы

Оглавление

Читая много книг на разные темы, я порой встречаю поистине необычные вещи. На этот раз предлагаю вам свою небольшую подборку приемов писательского мастерства, которые я нашла в книгах, повествующих совершенно о другом. Все эти приемы я использую в своей журналистской практике.

1. Из книги Тамары Флоренской «Мир дома твоего»

В книге Тамары Флоренской «Мир дома твоего» я встретила интересное рассуждение Михаила Михайловича Пришвина о том, как сделать так, чтобы написанное стало интересно для всех, причем совершенно независимо от темы.

Пришвин считал, что для этого надо сознательно воспитывать в себе «доминанту на другом» или «доминанту на Собеседнике» (выражение, впервые предложенное Алексеем Алексеевичем Ухтомским, выдающимся ученым-физиологом, академиком, создателем учения о доминанте). Пришвин называл это свойство личности «родственным вниманием».

Когда человек занят собой (у него «доминанта на себя»), он не видит собеседника реально, а воспринимает собственную проекцию — «Двойника». Но если отодвинуть себя на второй план, а на первый поставить другого — не единственного, а каждого встретившегося человека, тогда постепенно образуется «доминанта на другом» как свойство личности и мировосприятия.

«И вот, как только это достигнуто, что свое личное как бы растворено в чужом, то можно с уверенностью приступить к писанию — написанное будет для всех интересно, совершенно независимо от темы. Шекспир это или башмаки....»

2. Из книги Харуки Мураками «Норвежский лес»

Девушка Мидори рассказывает главному герою о своей подработке — она пишет комментарии к картам:

«Когда покупаешь карты, в комплекте идет приложение: описание города, населения, туристических мест. Здесь есть такой-то пешеходный маршрут, об этом месте ходят такие-то легенды, а там цветут такие цветы, поют такие птицы. Моя работа — писать эти комментарии. Раз плюнуть. Стоит посидеть денек над книгами — и один комментарий за день. Главное — соблюдать некоторые тонкости: вкраплять в текст то, чего не напишет никто другой. Ничего особенного не требуется, достаточно мелочи. Например: «Для строительства этой плотины пришлось затопить целую деревню, но перелетные птицы не забыли о ней, и каждый год можно видеть, как они кружат над озером». Добавь такой эпизод — и все будут счастливы. Суди сам: и живописно, и эмоционально».

3. Из книги Эдварда Резенфорда «Париж»

Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй

«Лучший совет дал мне Хемингуэй.
— Что же это за совет?
— Каждый, кто пытается что-то написать, должен это знать. Хемингуэй никогда не прекращает работу, пока не поймёт, что именно будет писать на следующий день. Вот тогда можно остановиться, и назавтра ты легко вернешься в ритм повествования. В противном случае ты, скорее всего, застрянешь в самом начале нового дня.
— То есть нельзя дописать абзац или главу до точки и отложить ручку со словами: на сегодня это все, можно закончить.
— Именно. Это кажется естественным, но при этом является фатальной ошибкой».

4. Из выступления Татьяны Толстой

«В каждом тексте есть «косточка» — главная мысль — которую можно выразить в 1-2 фразах. Важная черта хорошего текста — когда каждое слово, каждая фраза, каждый абзац работают на эту главную мысль».

Татьяна Толстая выступает перед редакторами медиахолдинга "Актион-МЦФЭР"
Татьяна Толстая выступает перед редакторами медиахолдинга "Актион-МЦФЭР"