"Гала-открытие" юбилейного 5-го фестиваля современной хореографии "CONTEXT" Дианы Вишневой началось возможно с самого безупречного современного балета «FAR» хореографа Wayne McGregor. Лексика его движений тут в прямом смысле постигает пределы человеческого тела. Как далеко может тянуться нога? Как быстро может двигаться рука? Насколько может поворачиваться голова? Классически чистые линии доведены до крайности. Иногда казалось, что конечности каждого танцора стремятся просто добраться от точки А в точку Б, не столкнувшись. 10 танцовщиков из компании МакГрегора, которые лично приехали в Москву на «Context», в каком-то смысле задали фестивалю планку совершенства. Сожаление было лишь одно – что нельзя этот великий балет увидеть полностью (а у него очень интересная как концепция, так и реализация и их очень бы хотелось разобрать подробнее).
Второй номер «Змеи и лестницы» хореографа Justin Peck заставил меня вспомнить почему я не люблю всевозможные гала. Тонкая 8-ми минутная работа на магическую и лирическую музыку любимого Бриттена, которую прямо на сцене отточено исполнил ансамбль «Новый Русский Квартет» после мощного, зрелищного и стремительного балета МакГрегора воспринималась с усилием. Но сама идея заставить двух исполнителей (Jeanette Delgado и Denis Savin) танцевать даже не для зрителя, а именно друг с другом и только друг для друга лично меня заворожила абсолютно. Благодаря такому решению, балет за какие-то несколько минут развернул широкий спектр взаимоотношений и создал нежнейшую атмосферу чувственности. Жаль лишь, что проникнуть в нее удалось не сразу.
Заключительным номером первого отделения стало первое в России выступление американской труппы BODYTRAFFIC с балетом «o2joy» хореографа Richard Siegal – ярким, красочным танцем в стилистике джаза середины прошлого века. И в первую очередь хореографу и исполнителям удалось ухватить и выразить насыщенный и пьянящий дух этой музыки. Очень остроумная работа, зарядившая каждого без исключения зрителя ощущением праздника и заставившая в антракте всех наперебой мурлыкать джазовые мотивы.
Второе же действие открылось очень интересным опытом, за который фестиваль Context особенно ценишь. Дело в том, что 7-ми минутный балет “I will fall for you” бельгийского хореографа Sidi Larbi Cherkaoui был поставлен на музыку грандиозного французского музыканта и видео-дизайнера Woodkid именно в формате видеоклипа (ссылку на которую я непременно размещу в комментариях к посту). Получилась совершенно экстраординарная работа с погруженной во тьму обстановкой. И теперь те же выдающиеся танцовщики, что и на видео (Drew Jacoby и Matt Foley), приехали в Москву, чтобы представить эту хореографию на сцене. Мне эта затея казалась несколько рисковой (все же Woodkid филигранно монтирует свои видео), но исполнителям удалось не только убедительно перенести видеоклип на сцену, но и усилить заложенное в движение тел натяжение между поэзией и героизмом.
Следом сценой вновь завладели ребята из Bodytraffic с возможно самой известной своей работой «And at midnight, the green bride floated through the village square» в хореографии Barak Marshall. Этот балет уже нарративен, частично основан на реальной истории о семье из 8-ми сестер и одном брате, которые были соседями матери хореографа. Это гнетущая моральная история, рассказывающая (иногда совсем отказываясь от танцевальных соедств и прибегая к помощи декламации) о том, как ревность обрекла всех девятерых детей на жизнь, наполненную яростью, несчастьем и одиночеством. Однако вновь фактурный выбор музыки, состоящий из еврейских песен о любви (наверное до сих пор все, кто были в зале, не могут выбросить из головы “Чири-бим, чири-бом, чири-бим-бом-бом-бом-бом!”) и особая, абсолютно узнаваемая и индивидуальная подача труппы наполнили эту историю легкостью и черным юмором.
Закончился же вечер открытия юбилейного фестиваля беспрецендентным событием – мировой премьерой балета “Asunder” (“На грани”), специально поставленного хореографом Goyo Montero по заказу фестиваля для балетной труппы Perm Opera and Ballet Theatre. Хвалить результат можно бесконечно и ровно за то же, за что и ругать – это совершенно беспроигрышный балет: музыка компилирует узнаваемые даже самым «далеким» от классической музыки зрителем произведения Шопена и Вагнера, постановка полна зрелищных массовых сцен, интерактивного «заигрывания» с залом и масштабных сценических эффектов. Балет смотрится на одном дыхании, 20 минут пролетают как единый вздох. И можно смело говорить, что «Asunder» получился гарантированным хитом (на что возможно и был расчёт). Но ясно одно: хореография Монтеро требует от исполнителей абсолютной гармонии, она заставляет сразу 16 танцовщиков двигаться и дышать как один человек. И то, насколько точно эта непростая задача была реализована, свидетельствует, что пермская труппа сейчас в очень-очень хорошей форме (и я даже не догадывался насколько!).
Но если премьера стала торжественной финальной точкой вечера, то его кульминацией и главной жемчужиной без сомнений был предшествующий балет “Witness” («Свидетель»). Это вновь работа великого МакГрегора, потрясающая, мрачная, обскурная. И возможно это – единственный пример за весь вечер, где важен даже не столько хореограф. В главной партии 10-ти минутного балета на сцену выходит уникальная танцовщица, одна из самых значительных драматических балерин – легендарная Alessandra Ferri. Десять лет назад она завершила свою карьеру. Но в прошлом году поразила весь балетный (и не только) мир своим возвращением. На тот момент танцовщице было 53 года. Но важно, что это – совершенно не тот случай, когда прима может даже не танцевать, лишь бы на нее смотрели. Алессандра трезво оценила все риски, ожидания, возможную критику, и свое сенсационное возвращение сделала более чем осознанным. Она обратилась к лучшим хореографам (отсюда в том числе МакГрегор), готовым создавать и перестраивать под нее любые работы, но наиболее ценно, что она, ощущая все ограничения своего тела, подошла к выбору средств предельно взвешенно и вдумчиво. Это уже не история про «возрастной танец». Возраст тут не определяет. Просто он серьезно мешает воплощать желаемые движения и неизбежно ставит каждого танцовщика перед выбором: а надо ли продолжать? И Ферри на этот вопрос ответила сразу за всех. По ее пластике, по сложности элементов и кажущейся легкости их исполнения никто, из сидящих в зале, никогда не подумает, что ей больше 35-ти. Но главное, что она подходит к своему выходу на сцену с повышенной требовательностью к себе, осмысленностью каждого микрожеста, и ответственностью перед зрителем. Все это моментально в зал передается. И 10 минут ее пребывания на сцене стоят многих часов балетных спектаклей. Возможно это – один из главных триумфов фестиваля.
Проверим!
А пока “Context” как всегда держит марку, сочетая в программе как знакомство с новым и необычным, так и возможность увидеть работы, ставшие легендарными. И за это воспитание вкуса безусловное спасибо Диане Вишневой!
Но это только начало!
Сегодня уже прошел «Нижинский» (должен вам сказать – это совершенно выдающийся балет, погрузивший меня в тотальную экзальтацию, пост напишу чуть позже, когда хоть немного уложится. Да и в день по два поста о балете (в котором я – не слишком много понимаю, как несложно догадаться) и писать тяжело, и читать никто не будет).
И сложно поверить, но уже завтра – долгожданные «Балеты Стравинского».
С очень интригующими составами!
Ох, что будет!
___________
Источник материала и видео: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/358242951291281
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал: https://t.me/inner_emigrant