Найти тему
Фарсмацевтика

Стоит ли верить рекламе?

Думаю, вы часто видели рекламу лекарственных средств по телевизору, в интернете, в транспорте. Признаюсь, порой даже на меня действуют убедительные и бодрые слоганы, что так и хочется купить какую-то таблетку, которая в миг решит все мои проблемы с красотой и здоровьем. К счастью, я вовремя себя останавливаю и задаю себе вопрос: «А почему между врачом, который и должен назначать препарат, и конкретным пациентом с конкретными проблемами есть третье лицо – реклама?».

Затраты на рекламу и продвижение уже вложены в стоимость препарата. Не секрет, что продвижением занимаются медицинские представители, которые могут предлагать «стимулы» врачам и работникам аптек для того, чтоб препарат хорошо продавался (а другой аналогичный препарат конкурента – нет). И это большая этическая проблема.

Этические критерии продвижения лекарственных средств на рынок изложены в резолюции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 41.17, принятой 41-ой Ассамблеей ВОЗ 13 мая 1988 года. Они носят рекомендательный характер и призваны заложить этические основы поведения участников фармацевтического рынка при продвижении лекарственных средств.

Например, согласно этой резолюции, различается реклама для для врачей и других работников, занятых в сфере здравоохранения и реклама для широких слоёв населения.

Реклама для врачей и других медицинских работников включает в себя:

• международное непатентованное название каждого действующего вещества или при отсутствии такового – генерическое название;

• оригинальное название препарата;

• лекарственную форму с указанием в ней содержания активного действующего вещества;

• терапевтические показания;

• режим дозирования;

• побочные явления;

• противопоказания, особые указания (предосторожности и предостережения);

• основные лекарственные взаимодействия;

• название и адрес изготовителя или дистрибьютора лекарственного препарата;

• ссылки на научную литературу (в случаях, когда это необходимо).

Реклама для широких слоев населения призвана оказывать помощь в принятии разумного решения относительно использования безрецептурных лекарственных препаратов, которые официально есть в продаже.

Нельзя рекламировать лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту врача, в том числе наркотические и психотропные средства.

Реклама должна проводиться только на основе достоверной информации о лекарственном препарате. Сведения, представленные в рекламном сообщении должны быть изложены непрофессиональным языком и не должны содержать формулировки, вызывающие страх (!) или беспокойство (!).

В рекламе о лекарственных средствах для широкой аудитории рекомендуется давать следующую информацию:

• международное непатентованное название или при его отсутствии генерическое название каждого действующего вещества;

• оригинальное название препарата;

• основные показания к применению;

• противопоказания;

• особые указания;

• основные лекарственные взаимодействия;

• название и адрес изготовителя или дистрибьютора лекарственного препарата.

Помимо этого потребителям необходимо предоставлять правдивую информацию о цене лекарственного препарата.

Данная проблема актуальна фактически для всего мира, многие крупные фармацевтические компании уже фактические отказались от неэтичных способов распространения лекарств.