В США тестируют новый бетон, который назвали "электрическим". С ним уборка улиц от снега станет в разы проще и, возможно, дешевле.
Каждый год с приходом зимы мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: снег на дорогах и тротуарах. Его нужно регулярно убирать – а это хлопотно, долго и дорого. Особенно, если снега выпадает сразу много.
В США та же беда: пару недель назад в нескольких штатах выпало очень большое количество снега (по местным меркам). Практически метровые сугробы скрыли под собой все дороги. На расчистку ушло несколько дней и много денег.
«Электрический» бетон для Америки
Крис Туан – инженер-строитель из штата Небраска. Вместе со своими коллегами он придумал, как расправляться со снегом быстрее и эффективнее. Он разработал концепцию бетона, проводящего электрический ток. Таким способом можно справиться с любыми снежными заносами.
Чтобы изготовить бетон, понадобится 80% базовых ингредиентов: цемент, песок и вода. Остальные 20% Туан заменил на стальную стружку и специальный порошок. Готовый бетон соединяют с источником питания через стальные стержни. Тогда он начинает генерировать тепло, а оно, в свою очередь, распространяется по всей поверхности, и снег тает.
Сейчас Крис Туан проводит эксперименты. В его распоряжении – бетонная плита площадью 18 м^2. В ближайшие несколько месяцев инженер и его команда будут проводить тестирование изобретения. Если все пройдет успешно, эксперимент примет больший масштаб: бетон положат в одном из аэропортов штата Небраски. Целая взлетно-посадочная полоса будет отведена для проверки эффективности и безопасности «электрического бетона».
История разработки
Туан уверен: люди обязательно оценят его изобретение, и вскоре новый бетон появится в городах. Потребность в снегоуборочной технике практически отпадет. Ведь себестоимость новинки не может не радовать. Раздобыть стальную стружку – проще простого: она является отходом промышленного производства. Сложнее будет подключать бетон к источнику питания, но с этой проблемой инженеры обещают справиться.
Над разработкой бетона трудятся уже давно. Еще в 2003-м году Туан и его коллега Нгуен Лим изготовили 52 бетонные плиты. Затем их проложили на одном из длинных мостов. Расположен он на окраине города и считается довольно опасным. В особенности – зимой, когда дорога покрывается слоем снега и льда. В течение пяти лет Туан и Лим изучали «поведение» бетона и доводили изобретение до ума. Наконец, в 2008 году они пришли к выводу, что лед действительно тает. Последствия страшного трехдневного шторма буквально за пару часов исчезли без следа. На электричество было потрачено 250 $ – дешевле, чем на работу снегоуборочных машин и техническую соль.
С тех пор Крис Туан беспрестанно совершенствовал бетон. В частности, пытался максимально удешевить его. Если в 2003 году кубический ярд (1,3 м^3) стоил 600$, то сегодня его стоимость не превышает 300$. Крис называет это «большим достижением и настоящей победой». Увы, обыкновенный бетон по-прежнему стоит практически в три раза дешевле.
По этой причине инженер уверяет: строить из нового бетона целые дороги нецелесообразно. Достаточно выбрать наиболее опасные участки. А именно – те, что плохо себя зарекомендовали во время снегопадов и снежных штормов.
Тем не менее, со временем бетонная дорога себя оправдает. Понятно, что на технику и соль средства тратиться не будут. Кроме того, ремонтировать дорогу придется значительно реже. Ведь асфальт от наледи сильно страдает и разрушается. С электрическим бетоном проблема исчезнет сама собой.
Недавно Крис Туан раскрыл новую «фишку» своего бетона. За день до шторма его можно подключить к электричеству, чтобы разогреть. Тогда падающий снег будет таять мгновенно.
Сегодня инженер вполне уверен в своих силах и успехе.
«Я потратил на разработку без малого 15 лет. Поэтому считаю мою идею достаточно зрелой и проверенной».
Крис Туан, инженер, преподаватель в университете Небраски