Несколько читателей спрашивали, как руководитель должен давать фидбек подчиненным, особенно если руководитель чем-то недоволен.
Предположим, дизайнер обещал к пятнице подготовить прототип интерфейса новой фичи. Сегодня среда, а ни одного эскиза никто не видел. Коллеги говорят, что дизайнер приходил в офис поздно, по полдня сидел в курилке и вообще занимался непонятно чем. Заметим тут заодно, что в пятницу говорить про это всё с дизайнером было бы уже поздновато, но если поговорить сегодня, то ещё есть шансы что-то исправить.
Мне когда-то рассказали про отличный фреймворк для того, чтобы давать обратную связь. Сообщение состоит из 3 частей:
- Факты. Спокойное перечисление объективных фактов, без оценок, без эмоций.
- Ваше личное отношение к этим фактам. Здесь можно рассказать о том, что вы чувствуете по поводу происходящего.
- Конструктивные предложения или вопросы. Обсуждение того, что делать дальше с ситуацией.
В нашем примере разговор с дизайнером может выглядеть так. Да, вот ещё что: это должен быть разговор строго один на один. Фидбек, особенно негативный, не стоит давать в присутствии других коллег.
«Игнат, если помнишь, в понедельник мы договаривались, что к пятнице будет готов макет фичи X. Сегодня среда, и я пока не видел никаких эскизов. (Это были спокойные факты.)
Меня это настораживает, потому что у разработчиков могут быть вопросы и замечания к макету, нам надо с ними синхронизироваться как можно раньше, чтобы успеть до пятницы внести правки. Я волнуюсь, что времени уже очень мало, и мы можем не успеть и подвести команду. (Это моё отношение к ситуации.)
Когда у тебя будет готов макет, который мы сможем посмотреть и обсудить? (Это вопрос, переводящий диалог в конструктивную плоскость.)»
Обвинения коллег («приходил в офис поздно, по полдня сидел в курилке»), вообще говоря, фактами не являются. И по-хорошему требуют проверки. Поэтому я бы их вообще из разговора исключил. Мало ли кому что показалось.
Дальше всё будет зависеть от того, что дизайнер ответит. Возможно, у него уже готов эскиз, который можно обсудить, и он просто не был достаточно активен, чтобы этот эскиз всем показать. А может быть, ему ещё нужно какое-то время. В любом случае он будет понимать, что от него ждут результата, и ждут весьма быстро. А нам именно это и нужно.
Вот и всё. Никаких обвинений, никаких «чем ты занимался всё это время», никакого перехода на личности, никаких риторических вопросов, никаких истерик в пятницу, потому что «сроки сорваны».
Правило: обратную связь давать лично человеку, один на один, вовремя. 1) Описать факты, 2) рассказать о том, что чувствуешь, 3) предложить варианты действий в текущей ситуации.
* * *
P. S. Читатели спрашивают, можно ли давать фидбек в обратную сторону — от подчиненного к руководителю. Нужно!
Мне кажется, что в здоровом коллективе не только руководитель даёт обратную связь своим сотрудникам, но и сотрудники руководителю, друг другу, коллегам — все всем. Конечно, для роли руководителя давать фидбек и помогать людям в своей команде расти и становиться лучше — часть непосредственных обязанностей. Но мне бы хотелось ожидать такого поведения от каждого.
Если видишь, что что-то в компании может быть сделано лучше — пойди и поговори об этом с ответственным. Важно: не настучи, не эскалируй, а поговори лично напрямую с самим человеком, к работе которого у тебя есть пожелания или вопросы. И только если с ним почему-то не удаётся договориться, а вопрос кажется важным, можно вместе с человеком обратиться к его непосредственному руководителю.
* * *
Этот пост был изначально опубликован в Телеграм-канале Design & Productivity.