Найти тему
Футурист

Вкус поражения: почему мы играем в игры

Вкус игры не только в победах, но и в поражениях. Тем, кто никогда не играл, поведение «лузеров» кажется иррациональным: вместо того, чтобы выйти из казино после череды проигрышей, неудачливые игроки продолжают просаживать крупные суммы денег в погоне за фортуной. «Футурист» разбирался, почему так тяжело разорвать порочный круг отношений с игрой — не обязательно азартной.

Никто не любит проигрывать — даже патологические игроки. Тем не менее, игроманы часто сообщают, что несмотря на многократные неудачи, их тянет ккарточному столу, игровым автоматам или компьютеру. Недавно экс-директор нью-йоркского инвестиционного банка PJT Partners Эндрю Касперсен, арестованный за финансовые махинации на сумму $100 млн, признался в суде, что на преступление его толкнула игра. Чтобы прокормить свою привычку, «золотой мальчик» обманывал клиентов: примерно четверть суммы, за которую его призвали к ответственности, он украл у благотворительного фонда.

Первое, что необходимо понять: люди играют в азартные игры не потому, что хотят победить. Марк Гриффит из Nottingham Trent University, специализирующийся на поведенческих зависимостях, утверждает, что существует множество других мотивов. В ходе опроса 5,5 тысяч игроков выяснилось, что перспектива «выиграть крупную сумму» была самым сильным фактором, заставляющим их снова и снова садиться за стол. Однаковслед за победой с незначительным отставанием идут пункты «потому что это весело» и «потому что это дарит мне сильные эмоции».

«Даже когда вы проигрываете, ваше тело по-прежнему производит адреналин и эндорфины», — объясняет Гриффит.
-2

Кроме того, многие люди расценивают свой проигрыш как плату за развлечение. Это подкреплено исследованием Стэнфордского университета в Калифорнии за 2009 год, в ходе которого выяснилось, что около 92% людей обладают определенным «порогом потери», который они не преступят ни при каких обстоятельствах. Тем не менее, если человек проиграет все деньги в казино, это не обязательно повлияет на степень удовольствия от игрового опыта.

«Обычно люди, удовлетворяются относительно небольшими победами и легко смиряются с еще меньшими потерями», — говорит один из авторов статьи Шридхар Нараянан. «Как правило, они осознают, что, в конечном счете, у них больше шансов проиграть, чем выиграть.»

Небольшой проигрыш лишь усиливает радость от возможной победы. Невролог из Университетского колледжа Лондона Робб Рутледж провел вместе со своими коллегами эксперимент с 26 подопытными. Участники опыта должны были сделать серию выборов, каждый из которых приводил к положительному или отрицательному результату —проще говоря, сыграть в азартную игру. Мозг участников эксперимента сканировался. Участников также попросили оценить их эмоции после каждой второй или третьей попытки. Подобный эксперимент — без сканирования мозга — проводился через приложение для смартфона The Great Brain Experiment. В игре принимало участие 18 000 пользователей.

Ученые заметили: когда участники не ожидали, что они выиграют, их реакция на победу была более эмоциональной. Об этом свидетельствуют и собственные описания игроков, и данные сканов МРТ. Томография показала повышенную активность в области мозга, связанной с дофаминовыми нейронами. Вещество дофамин —важная часть «системы поощрения» мозга, так как оно вызывает чувство предвкушения удовольствия. Изменения активности соответствующей зоны головного мозга могут быть связаны с изменениями в эмоциональном состоянии.

«Если человек многократно проигрывает, это снижает его надежду на победу. Но когда он, наконец, выиграет, он будет по-настоящему счастлив», — утверждает Рутледж.
-3

Кроме того, игровые автоматы разработаны так, чтобы они могли манипулировать человеческими эмоциями, предполагает Гриффитс. Многие аспекты остаются неизученными, однако некоторые примитивные способы повлиять на состояние человека лежат на поверхности. В дизайне игровых автоматов часто используется красный цвет, который считается раздражителем. Гриффитс также предполагает, что звуки, издаваемые автоматами, могут провоцировать игрока: например, при поражении мистер Смитерс, персонаж из «Симпсонов», объявляет: «Вы уволены!».

Игровые автоматы зачастую подогревают интерес игрока, предлагая ему награды-заменители в качестве бонуса или возможность после проигрыша выиграть в следующий раз большую сумму, чем обычно.

«Если пообещать человеку много маленьких наград, не обязательно финансовых, он будет настроен на продолжение игры», — говорит Гриффитс.

Бывает и такое: игрок пытается разработать собственное (псевдо-)мастерство. Это своего рода оправдание охоты за призрачным вознаграждением. Гриффитс приводит в качестве примера игровые автоматы Великобритании, обладающие адаптивной логикой: в течение определенного периода они дают клиентам больше, чем забирают, после чего возвращаются к менее щедрой системе. Некоторые игроки специально ищут такие автоматы в надежде сорвать джекпот, оказавшись «в нужное время в нужном месте».

Все это способствует тому, что целью большей части азартных игр становится вовсе не победа. Человек ставит, прежде всего, на себя — и ему это приятно. Конечно, болезненную, патологическую тягу к азартным играм такими простыми причинами не объяснить: у наркомании несколько другие механизмы. Тем не менее, эти реакции прослеживаются в любой игре. Людям просто нравится играть, даже если они идут домой с пустыми карманами. На красный или на черный цвет поставить квартиру? Да какая разница!