Ох уж мне эти любители сказочек про поле чудес!
"Если же нельзя дорыться до материка и земля на месте будет до самой глубины наносной или болотистой, то надо это место выкопать, опорожнить и забить ольховыми, или масличными, или дубовыми обожженными сваями и вбить их машинами как можно теснее, а промежутки между ними завалить углем, после чего выложить как можно более основательный фундамент. После того как фундамент выведен, надо ставить стилобаты, по уровню." Витрувий
В первых десятилетиях XVвека недостаток древесины на доступной территории республики, (несмотря на нещадную эксплуатацию в крупных масштабах альпийских лесов) и потребность в большом количестве древесины вынудили Венецию покупать древесину из-за рубежа... Особенно из Австрии и Германии, где приобретались ель, пихта, лиственница и бук (последний шёл на дрова).
Об этом сообщается в научной публикации
VENEZIA FORME DELLA COSTRUZIONE FORME DEL DISSESTO
под редакцией Francesco Doglioni и Giulio Mirabella Robefti
Огромный спрос на сырье в основном был из городов лагуны, но и большие центры равнины Венето также нуждались в древесине. Сенат и Совет десяти, после того, как наступило обнищание соседних равнинных лесов, стали принимать законодательные меры, чтобы не только контролировать использование лесных активов, но и обеспечить их сохранность. 11
Виды древесины, используемой в строительстве... используются для фундаментов - дубы, ольха, тополя, вязы, которые все есть виды низинных лесов, и те, которые используются для работы в прочностных конструкциях (горизонтальных элементов, видимых стенах) - главным образом ель, лиственница, сосна, которые все являются альпийскими видами...
Даже Витрувий, рассматривает ель и лиственницу как лучшую древесину для строительства зданий, особенно этажной их части...
Производство древесины было достигнуто путем сложной и организованной системы перевозки её из леса к водным местам лагуны.Стволы, срубают и приводят к стандартным мерам принятым на местах. Сбор в непосредственной близости от водоемов, для перетаскивания, используя заснеженные поверхности, или за счет строительства искусственных каналов из дерева или камня... затем для свободного спуска на плотах вдоль ручьев, которые выходили к основным водным путям..
Впоследствии пластины или квадратные продукты в лесопильном были возложены на zattéri (гильдия сплавщиков леса), которые из стволов низкого качество вязали плоты для транспортировки ценных пород деревьев по рекам Пьяве, Бренте, Адидже и Таглименто. В многочисленных документах (в том числе позднего средневековья и до начала 20-го века) отражено интенсивное движение древесины по рекам Тривенто, ибо существовал встречный спрос на древесину субальпийского и альпийского леса и массовый спрос на сырье венецианских городов.
Эта организационная система для эксплуатации лесов, которая стала производственной моделью в Кадоре, 16 была применена венецианскими купцами в других районах, находящихся под их правлением и оставалась до девятнадцатого века, когда она была вытеснена более современными средствами.
Лучшим временем рубки была осень особенно потому, что в этот период стволы содержат незначительное количество сока, и, следовательно, требуют меньшей обработки, ... в меньшей степени подвержены воздействию древесных насекомых......
В частности, в Венеции, в архитектуре более, мы наблюдаем особое внимание, уделяемое carpentierialla полной ликвидации заболони колец балок, с квадратуры. Эта операция была возможна для лиственницы, которая использовалась в основном для этих зданий...
Различные этапы производства оставили на многих деревянных элементах серии следов и знаков, связанных с обработкой и видом транспорта, которые могут служить для опознавания древесины и её принадлежности. Эти знаки можно видеть и ныне. Эти знаки были необходимы, поскольку во время длительной доставки древесина разных владельцев легко перемешивалась. Нужны они были и для предотвращения краж. Первая подпись произходила в лесу на месте рубки.
Бренд (знак) должен был быть довольно элементарным, чтобы он мог быть нанесён топором или другим режущим инструментом, но, в то же время, достаточно сложным, чтобы его можно было отличить от знаков от других владельцев...
Статью можно скачать здесь
То, что лиственницу привозили из окрестностей, подтверждает Чезаре Фейфер (Feiffer), архитектор и профессор Университета реставрации римского университета, занимающийся возстановлением и сохранением Венеции.
Woode Wood evolution / Bellotti magazine / Volume 4 / ottobre 2011
По его словам, Венеция до 12-13 столетия была городом деревянным, то есть, дома были лёгкими, и особых фундаментов не требовалось. Для зданий основательнее, применяли кирпич. Но для таких зданий достаточно было утрамбовать землю. Ещё требовалось защищать землю островов от эрозии. Для этого делались плетни и засыпки.
Постепенно город становился богатым и начал покупать более тяжёлые строительные материалы. И конструкции зданий становились тяжёлыми. Понадобилось под зданиями сооружать более мощные фундаменты - стены.
Такие конструкции описаны в трактатах Плиния и Витрувия. Было обнаружено, что стены ограничены рядом свай на внешней стороне. Под стенами тоже были сваи. Пространство между сваями заполнялось строительным мусором и смолой.
(продолжение следует)
Статьи про Венецию:
Потоп в Венеции (продолжение)
Zattieri, плоты и... Венеция (откуда в Венеции лиственницы)
Zattieri, плоты и... Венеция-2
Конструктивные особенности зданий Венеции. Терраццо
Конструктивные особенности зданий Венеции. Тарраццо-2
Поиски российской лиственницы в Венеции он-лайн (исследования дендрохронологов)
О Венеции и русских лиственницах в ней
Пути-дороги русской лиственницы в Венецию
Великопермские лиственницы Венеции, или посылаем уток вдаль