Самым обидным для венецианцев было то, что не приготовила для них земля-матушка водные пути туда, куда их манили интересы.
Чтобы доставить лиственницу из пермских мест в Венецию, её следовало сначала сплавить по Каме на Волгу, по Волге к Астрахани? Ребята, Астрахань-то на Каспие!
Между Каспием и Чёрным морем, между прочим, горы :о)
Значит, как-то нужно было от реки Волги переправлять лиственницы на реку Дон.
Судоходных каналов тогда не было!
"Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». (сведения нуждаются в проверке - Взор)
Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено." http://www.donstroy.ru/
"Мне поручили работу, проэктированную Царем, которою занимался уже инженер, и целью коей было соединение Волги с Доном, так, чтобы купеческие и военные корабли могли ходить в Черное и Каспийское море. Река Волга, протекая от 3-х до 4000 верст, впадает в Каспийское море, а Дон, коего течение вдвое меньше, в Черное море, посредством Палуса Меотидского, или Азовского моря, составляющего обширнейший морской залив. Две упомянутые мною, великие реки удалены одна от другой на 140 верст"
Предлагаю полюбоваться на то, какие высоты пришлось бы преодолевать лиственничному грузу по пути с Волги на Дон
Проследовав по Дону до Азовского моря, лиственничной "посылке" понадобилось проследовать по нему до моря Чёрного. Но до Венеции и оттуда далековато.
Можно сказать, что с возможной трассой доставки лиственницы из Перми в Венецию мы определились :о) Теперь нужно посмотреть на политическую составляющую условий транспортировки. А вот это - сложнее, потому, как не знаем мы пока: когда именно везли (если везли) лиственницу пермскую в Венецию. Раз уж, нам время не известно, приходится просматривать век за веком. Здесь карты. Попробуем хотя бы схематично.
500-550 гг. — Европа в 1-ой пол. VI в. н.э. По пути следования из Финно-угории по порядку: на суше -Тюркский каганат до середины пути по Чёрному морю, потом уже "свои". И всюду на пути водном порты, таможня, платить, платить и платить. А ещё провиантом запасаться, ремонтироваться при нужде, да и много ещё чего, кроме затрат времени и труда. Трудно ожидать от венецианцев, которые только начали обживаться на островах лагуны, такую прыть :о)
568 и несколько последующих лет были для Венеции критическими, ибо пришли Лангобарды, но не как Атилла с набегом, а для утверждения своего на итальянской территории. На территорию материка хлынули переселенцы. Жители берега, кто ещё не жил на островах, поспешили пополнить малое население лагуны.
750-850 гг. — Арабский халифат в кон. VIII — нач. IX в. Венеция окружена королевством Лангобардов. Опять не до прыти, защититься бы...
Венеция выпрашивает для себя право свободной торговли на всей территории Византии. Однако, территория Византии быстро сужается. Вокруг Венеции штормит. В 996 году подписан договор о свободной торговле и свободе передвижения по Римской империи. А следом, Венеция перестаёт платить дань этой самой Римской империи. В 1099г. Венеция принимает участие в крестовом походе. Потом, ещё... Короче, жизнь у венецианцев весьма разнообразная. Кораблей требуется всё больше и больше, город растёт, значит и возрастает потребность в древесине. Скорее всего, в ближайшей округе строевого леса уже было недостаточно. Этот вопрос нужно изследовать.
1200-1300 гг. — Монгольские завоевания в XIII в. Монголы до самой Венеции не добрались, но Европа в ужасе. Пытаться завезти лиственницу из Перми - задача весьма нехилая :о)
1400-1450 гг. — Европа в первой половине XV вв. Столетняя война Франции и Англии. Начало завоеваний османским государством территорий в Европе. Первая уния между Польшей и Литвой. Золотая орда в торговле лесом не замечена.
1450-1500 гг. — Вторая половина XV вв.: Окончание Столетней войны. Окончательное собирание земель французами. Укрепление Московского княжества, усиление Османской империи. К Орде добавилось Крымское ханство и Османская империя. Это не "из варяг во греки" :о)
1500-1550 гг. — Первая половина XVI вв.: итальянские войны Франции, экспансия Османской империи, начало золотого века Испании
1550-1600 гг. — Вторая половина XVI вв. религиозные войны во Франции, Елизаветинская эпоха в Англии, Иван Грозный в России, образование Речи Посполитой.
1600-1650 гг. — Тридцатилетняя война 1618 — 1648 гг. Золотой век Голландии, возвышение Швеции, во Франции Людовик XIII.
1650-1700 гг. — Вторая половина XVII вв. Петр I, Людовик XIV, воцарение Бурбонов в Испании, Северная война со Швецией, Османская империя в зените могущества. Выхода у России к Чёрному морю ещё нет.
И всё это время Венеция потребляет какой-то лес. И леса ей нужно много!!!
Где брали? В Перми?
(продолжение следует)
Предыдущие статьи про Венецию:
Потоп в Венеции (продолжение)
Zattieri, плоты и... Венеция (откуда в Венеции лиственницы)
Zattieri, плоты и... Венеция-2
Конструктивные особенности зданий Венеции. Терраццо
Конструктивные особенности зданий Венеции. Тарраццо-2
Поиски российской лиственницы в Венеции он-лайн (исследования дендрохронологов)