Начало повествования о терраццио
Немного разскажу только об известковом терраццио.
Прежде всего нужно проверить состояние деревянной поверхности из брёвен и досок, на которой укладывается терраццио. Они должны быть проверены и испытаны перед началом укладки. Особое внимание должно быть уделено плоскости сопряжения кладки и деревянного основания. Часто случается, что неровности и щели в деревянной поверхности частично заполняются укладываемым раствором. В результате этого, в последующем в этих местах древесина будет разрушаться, что очень трудно потом будет изправить. Поэтому нужно обезпечить поверхность хорошего качества и однородную.
После проверки деревянного основания, необходимо защитить его поверхность от попадания извести укладкой специального защитного слоя, чтобы известь не разъедала древесину. Как можно видеть на гравюрах Рускони, издревле, эту проблему решали укладкой слоя из папоротника. В наше время можно папоротник заменить слоем рубероида.
Тесто для подложки предпочтительно должно быть сделано с изпользованием обломков старого пола. Для краткости в дальнейшем буду называть его боем. Он уже содержит определенное количество связующего вещества, не является песком и обладает правильным соотношением между мелкозернистым материалом и крупным инертным наполнителем. Разбивая старый пол и изпользуя полученный материал снова, вы имеете двойную выгоду, как экономическую, так по времени работы: вам не нужно будет убирать лом от предыдущего пола, экономя время на его уборку и вывозку. Вам также понадобится меньше нового материала для слоя подложки.
Раньше раствор замешивали в специальном месте, изпользуя мотыги, чтобы растворить как следует известь и хорошо перемешать её с инертными. На сегодняшний день всё это выполняется в бетономешалке, в которой известь растворяют, перемешивая с водой, а затем добавляют инертные в правильной пропорции к содержанию извести, которое составляет пять к одному. Предпочтительно весь материал для подложки замешивать за несколько дней до её укладки, чтобы получить более однородную смесь.
Толщина подложки может составлять от десяти сантиметров и до того предела, какой был найден в Палаццо Кавалли Сан-Марко, - толщина слоя на третьем этаже составляла 60-70 см. При изготовлении мозаики, а также из-за большого размера площади пола, было недостаточно одной подложки (на всю эту высоту), поэтому их было две, ибо в противном случае невозможно было бы качественно уложить весь слой сразу, кроме того местами возникли бы провисания и образовались бы пустоты.
Кладка слоя осуществляется "пришлёпыванием" - прессованием его штабами (баттерами), пропорциональными величине обрабатываемых участков пола. Старый теразери утверждал, что несколько лет назад, когда он был мальчиком, не было никакого разнообразия штабов, и часто большие площади укладывались с изпользованием относительно небольших по размерам штабов. По этой причине случалось, что полы не были идеально ровными, возникали "пузыри". Добавьте к этому изгиб несущих балок, некоторые разрушение конструкции и, следовательно, потом, для поддержания мебели в вертикальном положении понадобятся клинышки под её ножки.
Очень интересно слушать удары трамбовкой опытного терразира. Особенный ритм из четырёх ударов походит на танец. Три сильных основных удара, четвёртый - лёгкий, значительно тише.
После прессования субстрата выполняется дальнейшая его обработка - прикатывание, которая выполняется роликами (или столбцами), свайными битами в центральной части и железными лопатками специальной формы (штабами) по периметру зон.
Даже сегодня ролики для уплотнения, называются теразери "колоннами", так как они и были не чем иным, как кусками колонн б/у. Сегодня чаще применяются ролики из железных баллонов, заполненных бетоном. Если диаметра ролика превышает 40-50 см, и если он заполнен балластом, то транспортировать его с одного рабочего места на другое (с одного конца города на другой), или поднимать его на другие этажи здания становится слишком тяжело. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы иметь полый ролик, в который, при необходимости, можно налить воду. Укатывать поверхность слоя роликом легче, чем протаскивать тяжёлый блок волоком. Движение более линейно. Чтобы выравнивание было более качественным, роликом укатывается пол в одном направлении, затем, поперёк ему. При укатывании двигаться нужно медленно.
Трамбование - также ответственная операция. Когда пол начинает подсыхать и трамбовка после лёгкого удара не оставляет никаких следов на поверхности, настало время дать образовавшемуся слою постоять до полного высыхания. В среднем это занимает шесть месяцев, прежде чем вы сможете начать выполнять привязку подложки.
Привязка это операция, при которой острым инструментом, таким как кирка или край лопаты, на гладкой поверхности подложки создаются небольшие лунки на расстоянии около тридцати см друг от друга. Эти лунки служат в качестве якоря следующему слою.
Убрав с поверхности образовавшийся мусор, необходимо тщательно смочить её, тогда субстрат впитает много воды и слой не будет высыхать слишком быстро. Новое "одеяло" будет хорошо укладываться и прилипать сверху.
Пастеллоне (pastellone) – самый древний пол терраццо, который начиная с 15 века украшал жилища венецианцев. Это название он получил благодаря использованию теплых цветов и оттенков. Традиционные цвета пастеллоне: красный (получается благодаря добавлению красной киновари); желтый (получается благодаря использованию желтой охры или сиены). Также встречаются редкие примеры зеленого пастеллоне, получаемого из зеленой глины провинции города Тревизо. (Вики)
На подложку, выполненную раньше, укладывается следующий слой - смесь толчённой терракоты с известью, к которым можно было бы добавить истрийскую мраморную крошку.
Укладываемое "одеяло" протягивается, дополняется нужным наполнителем с мраморной пылью и прессуется при помощи соответствующих инструментов. Затем выкладывается узорчатый слой и впрессовывается. Оставшиеся зазоры заполняют вровень с поверхностью мозаики пола. Часть выступившей воды удаляется. Поскольку известь - материал дышащий, то вода изпаряется с её поверхности при высыхании. Однако, если недостаточно тепло, то поверхность покрывается каплями.
После сушки слоя, его покрывают сырым льняным маслом. Масла дают столько, сколько впитает пол. Затем производится полировка до состояния отражения.
(продолжение следует)
Посмотрите, как укладывается верхний слой на большой площади
https://www.youtube.com/watch?time_continue=100&v=uTOvZJ42MOw
Статьи про Венецию:
Потоп в Венеции (продолжение)
Zattieri, плоты и... Венеция (откуда в Венеции лиственницы)