Чем тонализм отличается от импрессионизма? Как распознать его по цветам-настроениям? И кто был самым первым тоналистом?
Тонализм сравнивают с джазом. Потому что и тот, и другой звучат по-американски, потому что одна несложная тема, один простой цвет разворачиваются здесь бессюжетно, эмоционально, виртуозно, во множестве оттенков и нюансов.
Тонализм — это даже не художественное направление и не объединение, а живописная тенденция, набор идей, манера, проявившаяся в 1880—1910 годах в Америке. Отдельного художника редко называют абсолютным тоналистом, но уверенно отыскивают в его галерее несколько тоналистских работ.
Термин «тонализм» никто, конечно, в конце XIX века не употреблял. Его придумала Ванда Корн, историк искусства, только в 1972 году. А сами художники, когда желали присвоить собственным поискам название, чаще всего говорили «люминизм» (от латинского — «светящийся»), не отделяя себя пока от предшественников-пейзажистов 1850—1870 годов.
Настроение, а не впечатление
Размытые очертания предметов, зыбкие состояния, туманы, дымки, отражения, видимые, выразительные мазки. На первый взгляд кажется, что тонализм — только разновидность импрессионистского взгляда на мир. Ничего подобного. Это взгляд не только с другой стороны океана, но и изнутри другой художественной истины. По правде говоря, состояния природы, перемены освещения, точность цветовых сочетаний художников-тоналистов не интересовали. Они внимательно наблюдали за природой, делали пейзажные зарисовки, но приносили эскизы в мастерскую — и использовали их только как воспоминания о собственном неповторимом настроении, эмоции, пережитой в момент созерцания пейзажа.
Сумерки и музыка
Тонализм легче всего опознать по колористическому решению: один доминирующий цвет-настроение или несколько близких, неконтрастных цветов, сумеречных, приглушенных, гипнотических. Свет рассеян — и пробивается сквозь насыщенный воздух как через осязаемую, плотную субстанцию.
Тоналисты не ищут яркого солнечного света, как французские импрессионисты. В поисках смысла времени и смысла места они выбирают промежуточные состояния природы: сумерки, заря, туман, морское влажное марево. Тонализм — замысловатый, авангардный подход к изображению окружающего мира, отвергающий как академическое копирование натуры, так и импрессионистскую живописную объективность сиюминутности.
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер — самый первый и последовательный художник-тоналист. Уистлер изобретателен и умен, эстетствующий гений с отвратительным характером, он придумывает называть картины музыкальными терминами: аранжировка, ноктюрн, симфония. Он выносит сюжетное описание картины или имя портретируемого за скобки. Цвет и гармония цвета — настоящее содержание картины, сюжет — только повод. Это прежде всего «Ноктюрн в сером и золотом», ах да, это еще и снег в Челси.
Джеймс Уистлер уехал из Штатов в 1855 году и никогда больше не возвращался. Но именно он, транснациональный художник, выработал уникальную собственную манеру, развиваясь внутри французского импрессионизма — и возродил, взрастил в этой манере отчетливо «американскую интонацию».
В Лондон и в Париж к нему приезжают учиться молодые американские художники.
Франко-англичанин Джеймс Уистлер, французы-барбизонцы, американский пейзажист Джордж Иннесс и еще калифорнийские туманы — это исчерпывающий список истоков американского тонализма.
По погодным условиям
Американский искусствовед Харви Джонс утверждает, что тонализм — манера, рожденная под воздействием двух мощных живописных влияний и одного климатического.
Первое влияние — это, конечно, Джейсмс Уистлер, у которого учился Артур Фрэнк Мэтьюс. Вернувшись в Сан-Франциско, Мэтьюс преподает в Школе дизайна Марка Хопкинса при Институте искусств. Со временем он станет директором института и вдохновит манерой Уистлера не только студентов-живописцев, но и будущих монументалистов, дизайнеров.
Второе влияние — живопись американца Джорджа Иннесса, замысловато замешанная на академической традиции и находках французских художников-барбизонцев, а также Камиля Коро. После 1880 года живопись Иннесса — чистый тонализм.
И, наконец, третье влияние — влажный климат Калифорнии с его утренними и вечерними туманами и дымками. В Калифорнии нет резкой смены времен года, пейзажи круглый год не меняют цвета: серо-зеленые эвкалипты и оливы, выгоревшая, выцветшая охристо-зеленоватая трава, серые туманы.
Правильная тональность
Картины калифорнийских художников-тоналистов разошлись по национальным американским музеям и частным коллекциям, о них мало слышали европейские любители искусства. Чаще всего в связи с этим -измом вспоминают об одном только Уистлере. Но в американской искусствоведческой традиции, говоря о тонализме, имеют в виду целое поколение художников, настроившихся под влиянием Уистлера на особую лаконичную, созерцательную живописную тональность.
Ноктюрны. Сам Уистлер говорил, что единственный художник, который может писать ноктюрны, это Чарльз Ролло Питерс. Его называли Принцем Тьмы и Поэтом ночи. Он писал только ночные пейзажи.
Симфонии. Готтардо Пьяццони любил закаты и время восхождения луны. У него был личный лунный календарь и семейная традиция — каждый вечер Пьяццони выводил родных на высокий холм рядом с домом встречать появление луны. .
Аранжировки. Наполовину мексиканский индеец, наполовину испанец, Хавьер Мартинес наряжался в синие рубашки и красные галстуки, носил длинные волосы. Артур Мэтьюс, преподававший Мартинесу в школе дизайна, рекомендовал своему юному студенту идти прочь и расписывать вагоны. Но Хавьер оказался редким упрямцем — закончил школу, получил стипендию на обучение в парижской Школе изящных искусств.
Тоналистские картины легко находятся в галереях американских художников, писавших по большей части в импрессионистской манере — в снежных пейзажах Джона Твахтмана или ночных городских пейзажах Чайльда Гассама. Но чистый тонализм, эта характерная, самобытная западно-американская линия в новом искусстве, тускнеет уже к 1920-м годам. Новые поколения художников экспериментируют с сюрреализмом, абстрактной живописью, фовизмом.
Тонализм: шпаргалка
Художники, чьи работы близки этому направлению:
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, Уильям Кейт, Артур Мэтьюс, Джордж Иннесс, Готтардо Пьяццони, Артур Аткинс, Хавьер Мартинес, Чарльз Ролло Питерс, Томас Уилмер Дьюинг.
Знаковые картины
Джеймс Уистлер. Аранжировка в сером и черном № 1. Портрет матери. Эстетский психологизм, дотошное равновесие и почти математически блестящая композиционная схема. Та же спокойная, химически выверенная гармония — в минималистичном живописном решении.
Джеймс Уистлер. Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета. Почти абстрактная картина с едва опознаваемыми фигурами, ускользающий призрак реальности, а не реальная ночь с фейерверком, густой черный цвет и рассеянный, готовый исчезнуть свет.
Вы эксперт, если:
— знаете, что Джеймс Уистлер — один из первых, но не единственный художник-тоналист,
— можете отличить вечерние пейзажи Писсарро или Моне от ноктюрнов Гассама или Уистлера — по колористическому решению,
— ищете в пейзажах художников-тоналистов настроение и духовное откровение, а не географическую точность изображенной местности.
Вы профан, если:
— считаете, что любая картина с нечеткими очертаниями предметов — это импрессионизм и ничего больше,
— уверены, что в Америке до Гранта Вуда и Эдварда Хоппера настоящего искусства не было.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru
Подписывайтесь на наш канал