Найти в Дзене
Константин Смолий

Heavy Metal в 1995 году. Часть седьмая

Середина 1990-х годов — уникальное для металла время. Он перестал быть таким популярным, как десятилетием ранее, но его развитие не только не остановилось, но и стало невероятно плодотворным. В цикле «Heavy-Metal в 1995 году» мы рассмотрим положение дел, к которому пришёл жанр к этому времени и какие новые тенденции были тогда заложены. Через рассмотрение нескольких десятков наиболее заметных и важных альбомов мы будем постепенно приходить к универсальным выводам и умозаключениям о любимой многими меломанами тяжёлой музыке. Итак, вперёд, в 1995-й!

62. Opeth, «Orchid»

К середине 1990-х прогрессив проник не только в относительно близкие ему жанры металла, но и в такие, казалось бы, далёкие из-за своей экстремальности, как дэт и трэш. В этом обзоре мы рассмотрим интересный и весьма отличный от других подобных экспериментов опыт создания прогрессив-дэта, предпринятый в Швеции (что кажется логичным, учитывая общую оригинальность шведского дэта).

Предприняла этот опыт группа Opeth, для которой альбом 1995 года «Orchid» стал дебютным, хотя шла она к нему целых 5 лет. Возможно, поэтому работа предстаёт зрелой и цельной, сразу же раскрывающей всё лучшее, что присуще творчеству группы. Однако оговоримся, что цельность здесь — концептуальная, а не структурная, ибо в структурном плане музыка Opeth на редкость разнообразна даже в рамках одной композиции. Фрагменты, совершенно не похожие по стилю и атмосфере, могут объединяться в одну песню, следить за метаморфозами которой становится чрезвычайно увлекательно. В силу такой композиционной сложности в музыке постоянно появляются элементы других жанров, но не фрагментарны только элементы прогрессива, дэта и дума. Да, специфический дэт-дум здесь тоже полноправный хозяин. Разнообразна и певческая манера лидера Opeth Микаэля Окерфельдта: присутствует и гроулинг, и чистый вокал.

На следующих дисках (а всего их 11) шведы продолжили эксперименты в области создания нового и отличного от привычных варианта прогрессивного металла. На некоторых альбомах им помогал такой знаменитый в мире прогрессивного рока человек, как лидер английской группы Porcupine Tree Стивен Уилсон.

-2

63. Voivod, «Negatron»

Что может получиться, если «прогрессивные» эксперименты произвести над трэш-металлом, демонстрирует легендарная группа Voivod. Кроме того, музыку этих канадцев называют «психоделической» или «авангардной». Все эти не так уж много объясняющие эпитеты применялись для того, чтобы хоть как-то выразить специфику творчества Voivod и терминологически передать царящую на их дисках атмосферу лёгкого безумия. Однако трэшем являются, всё-таки, скорее ранние альбомы группы, записанные в 1980-х годах. А с наступлением 90-х Voivod, как и многие другие представители жанра, отправились по волнам экспериментов (хотя, в общем-то, группа во все времена была экспериментаторской). Некоторые композиции этого периода вызывают ассоциации с переевшими наркотиков Pink Floyd (например, «Astronomy Domine»), некоторые с опростившимися и озлобившимися King Crimson. Но что-то специфически своё группа не теряла никогда.

Альбом 1995 года «Negatron» о своих трэшевых корнях вспоминает регулярно, но с музыкой Voivod произошло, во многом, то же, что и с другими трэшерами в середине 90-х: они сбавили скорость, добавили грува, начали осовременивать звук. Мы уже говорили о некоторой «взрослости» и «степенности» такого рода музыки, и про альбом «Negatron» можно сказать то же самое, если сравнивать с шедеврами 80-х. Хотя как раз канадцы, пожалуй, больше всех сохранили верность идеалам молодости (может, потому, что с самого начала изрядно опередили своё время?) В общем, получилась эдакая «взрослая» непреходящая истерика с налётом прогрессивности: экзистенциальный ужас современного человека перед подавляющей личность механистической цивилизацией.

-3

64. Anthrax, «Stomp 442»

Покончив на группе Voivod с нашими «прогрессивными» делами, остановимся ещё немного на, скажем так, «модернистских» интерпретациях трешевого наследия 1980-х. У нас уже были возможности рассказать о том, как с началом 90-х этот жанр свалился в кризис, и какие результаты попыток обновления появились к 1995 году. Добавим ещё пару монет в эту копилку.

Начнём с группы Anthrax. Классический период у этих знаменитых американцев закончился аккурат в 1990 году, когда появился весьма успешный альбом «Persistence of Time». Четыре предыдущих альбома тоже были успешными, побывали на высоких местах во всяких «билбордах», в результате чего группу включили в так называемую «Большую четвёрку» американского трэша вместе с Metallica, Slayer и Megadeth.

А затем начались поиски нового лица, сопровождаемые существенными сменами состава. Первый вестник обновлённых Anthrax появился в 1993 году, а «Stomp 442» 1995 года, соответственно, второй. Конечно, трэша в классическом его понимании здесь крайне мало, скорее, речь должна идти о пресловутом грув-металле. Характерно, что в записи альбома принимал участие Даймбег Даррел, гитарист иконы американского грува Pantera. Но если в случае с группой Forbidden (см. обзор №28) подобный уклон привёл к резкому замедлению музыки, то Anthrax сохранили живость и энергетику. Возможно, потому, что ранее играли очень скоростной трэш с заметным уклоном в Speed-Metal. В общем, тоже замедлились, но такими занудными, как некоторые, не стали, и пластинку слушать совсем не скучно.

-4

65. Grip Inc, «Power Of Inner Strength»

Группа Grip Inc была образована в 1993 году в США. У её истоков стояли бывший барабанщик Slayer Дэйв Ломбардо и гитарист нескольких европейских групп Вальдемар Зорюхта. Люди, в тяжёлой музыке известные и уважаемые. В 1995 году вышел первенец коллектива — альбом «Power Of Inner Strength». Всего же до 2004 года было выпущено 4 диска, после чего группа замолчала, хотя о прекращении её существования никто не объявлял, даже после того, как 2008 году от смеси лекарств и алкоголя умер вокалист Гас Чемберз. И вот в июне 2015 года вышел новый ЕР Grip Inc, что даёт надежду на полноценное возрождение.

Ведь группа эта весьма интересна. Английская Википедия определяет стиль её музыка как тот самый пресловутый грув-металл, ни словом не упоминая трэш. На мой взгляд, это не вполне верно: во-первых, потому, что грув органически и генетически связан с трэшем (в чём мы уже не раз могли убедиться), а во-вторых, многие треки представляют собой настоящий трэш, просто значительно «модернизированный». Группа позволяет себе разгоняться, и тогда музыка становится кусачей, мощной и агрессивной, хотя нисколько не теряет в мелодичности. Всё это не удивительно: было бы странным, если бы Дэйв Ломбардо, участвовавший в записи всех классических альбомов Slayer, на всём протяжении пластинки медленно постукивал, задавая вязкий ритм перегруженным гитарам. Так что «Power Of Inner Strength» содержит образцы настоящего трэша, который в силу «модерновости» и даже лёгкой «прогрессивности» мог бы весьма прийтись ко двору в 1995 году. Остаётся лишь сожалеть, что его до обидного мало.

-5

66. Meshuggah, «Destroy Erase Improve»

Закончить наше рассмотрение всяческих «прогрессивных» и «модернистских» экспериментов в тяжёлой музыке уместно альбомом группы Meshuggah «Destroy Erase Improve». Группа эта шведская, но ничего типично шведского в её музыке нет, как и вообще ничего особо «типичного». Начав на рубеже 80-90-х экспериментировать с архитектоникой трэш-металла, к середине десятилетия Meshuggah пришла к созданию музыки, органично сплавившей все образовавшиеся после разложения классического трэша и значительно трансформированные элементы. Исследователи придумали термин Math-Metal (по аналогии с хитроумным «математическим» роком), но я не уверен, что изобретение новых терминов способно дать ясное представление о музыке шведов.

Важно, что музыка эта остаётся весьма экстремальной и агрессивной, а усложнение ритмической структуры делает её ещё менее удобоваримой. Если в случае канадцев Voivod я говорил об истероидной личности, раздавленной отчуждённой от неё технократической цивилизацией, то здесь мы имеем дело с дальнейшим прогрессом этой душевной болезни. Когда-то норвежский художник Эдвард Мунк написал картину «Крик», которую многие исследователи трактуют в схожем экзистенциальном ключе. Но если у Мунка крик был безмолвным, то вокалист Meshuggah Йенс Кидман, можно сказать, аудиализировал подобные настроения современного человека: глотку он дерёт, не щадя себя.

-6

67. Fear Factory, «Demanufacture»

1995 год — время не только экспериментов в уже существующих направлениях металла и их смешения друг с другом, но и попыток раздвигания его границ. Например, путём интеграции с жанрами, изначально вовсе не металлическими. Так получились, например, уже не раз упоминаемые нами фолк- и симфо-металл, теперь же пришло время поговорить о других новшествах такого рода.

Американской группе Fear Factory принадлежит честь создания, пожалуй, самой убедительной версии Industrial-Metal. Сам по себе индастриал к середине 1990-х уже был вполне сформировавшимся жанром, имевшим множество отдельных направлений, причём как роковых, так и в ещё большей степени электронных. Вполне логично, что и металлисты не остались в стороне от этого движения, ведь не всё же им с силами тьмы сражаться, необходимо обратить внимание и на опасность, исходящую со стороны машин и механизмов, терпеливо ждущих своего часа, чтобы поработить человечество. Борьбе людей против восставших машин и посвящён второй альбом Fear Factory «Demanufacture».

Музыка альбома достаточно оригинальна. С металлической стороны это нечто, производное от грув/трэша и в какой-то степени дэта (здесь есть даже бластбиты), достаточно агрессивное, тяжёлое и механистичное. На создание «индустриального эффекта», кроме «механистичности», работают лязгающие барабаны и, главным образом, синтезаторы, создающие на заднем плане атмосферные эмбиентные полотна. Правда, электроники здесь весьма немного и она деликатна: отдаваться в её власть и раскрывать электро-индустриальный потенциал своей музыки Fear Factory предпочитали в многочисленных ремиксах.

-7

68. Waltari, «Big Bang»

Об электронике стоит поговорить отдельно. К сожалению, полноценный симбиоз металла и электронной музыки, когда эти компоненты смешаны в равной пропорции, явление крайне редкое. Обычно всё же речь идёт либо о металле, немного использующем электронные эффекты, либо об электронике, не чурающейся использовать настоящие тяжёлые гитары или просто имитирующей их звучание. Понять такую осторожность можно, если учесть, что фанаты чаще всего встречают электронные элементы в творчестве любимых металлических групп довольно недружелюбно.

Однако примеры групп, не боящихся пойти на эксперименты такого рода, 1995 год нам явил. Например, финны Waltari с их четвёртым альбомом «Big Bang». Причём альбом получился одним из наиболее успешных для группы, так что в данном случае говорить о враждебности со стороны фанатов не приходится. Но нужно учесть, что Waltari изначально были экспериментальной группой, не желающей замыкаться в рамках одного стиля и ищущей что-то новое от альбома к альбому. Следующий их диск, например, в духе времени был сделан в симфоническом ключе. Всего же финны соединили в своём творчестве такое огромное количество жанров, что нет никакого смысла их перечислять. Эклектика, но весьма гармоничная.

Вот и «Big Bang» очень сложно описать однозначно: хард-рок здесь перемешан с панком и альтернативным металлом; есть и элементы рэп-металла. Легче передать настроение: альбом достаточно лёгкий, задорный, мелодичный, а иногда даже чуть ли не танцевальный. Ему свойствен внутренний динамизм, в том смысле, что всё постоянно меняется, не стоит на месте. Вообще, даже спустя 20 лет эта музыка звучит довольно свежо. Жаль только, что электроники и здесь сильно меньше, чем могло бы быть.

-8

69. Clawfinger, «Use Your Brain»

Итак, с электронной музыкой металл к 1995 году не смог образовать полноценный симбиоз. А вот его объединение с рэпом успешно состоялось. Началось движение рока и рэпа друг к другу задолго до этого. Не погружаясь в глубины, вспомним лишь, насколько сильным, гармоничным и убедительным получился первый одноимённый альбом группы Rage Against The Machine, вышедший в 1992 году. Хотя эту группу иногда причисляют к рэп-металлу, но лично я бы не назвал её творчество металлом, скорее, это смешение фанка и тяжёлой альтернативы.

Через год после этого выходит первой альбом группы, музыка которой, на мой взгляд, в большей степени претендует на статус металлической. Речь идёт о шведско-норвежском коллективе Clawfinger, дебют которого назывался «Deaf Dumb Blind». А в 1995 году последовало впечатляющее продолжение — «Use Your Brain». Конечно, речь здесь идёт не об одном из традиционных жанров металла, к которому просто механически прикрутили речитатив. Потребовалась значительная модернизация металлической основы, чтобы рэп как тип вокала смотрелся с ней органично. А чтобы понять, что она собою представляет, нужно вспомнить все эксперименты по модернизации металла, которые мы рассматривали ранее: всё это присутствует и здесь в каком-то синтезированном виде. Скажем, индустриальные мотивы у Clawfinger звучат совершенно откровенно.

-9

70. Deftones, «Adrenaline»

Но ещё более полный и впечатляющий синтез был осуществлён в рамках так называемого Nu-Metal, о котором тоже нельзя не упомянуть в нашем исследовании. Хотя этот жанр носит претенциозное название «нового металла», кроме собственно металла на его становление повлияло множество неметаллических жанров: альтернативный рок, индастриал, рэп-метал, гранж, грув и т. д. Поэтому мы и говорим о синтезе, который первое время казался весьма плодотворным и перспективным.

Непосредственное зарождение ню-металла принято связывать с записью группой Korn своего первого одноимённого альбома (1994 год). Через год появилось и другое основополагающее произведение жанра — «Adrenaline» от Deftones. Музыка этой группы отличается от Korn меньшей прямолинейностью и большей глубиной эмоций, поэтому она всегда была чуть менее популярна. Но её влияние на складывающийся жанр несомненно. Фактически, «Adrenaline» — это вершина, превзойти которую удавалось не столь многим группам, хотя среди них были всемирно известные.

После 1995 года альбомы в данном жанре посыпались, как из рога изобилия, и сыпались всю вторую половину этого десятилетия и начало следующего. К сожалению, в этом роге изобилия не нашлось того количества музыкальных идей, которое требуется на весь этот сонм ставших вдруг такими модными групп. Поэтому спустя десятилетие популярность ню-металла сошла на нет, а те группы, что не развалились, существенно отошли от его канонов. Коснулось это и Deftones. Чтобы были ясны масштабы дисперсии, стоит привести цитату из Википедии, прекрасно характеризующую всю напряжённость и размах творческих поисков музыкантов: «Осенью 2006-го вышел альбом «Saturday Night Wrist». На этом диске группа практически полностью отошла от стандартного ню-метала и альтернативы в сторону прогрессив-металла, экспериментального рока, психоделичной электроники, шугейза, пост-хардкора и пост-рока». В общем, синтезом начали, синтезом и закончили, но уже на новом диалектическом витке.

Отмечу, что ню-металлическая лихорадка коснулась преимущественно США, откуда и вышли все значимые группы жанра. И хотя популярен он был по всему миру, на состояние европейской металлической сцены всё это повлияло крайне слабо.

-10

71. Oomph! «Defekt»

Страсть к новшествам захватила в 1990-е и германскую тяжёлую сцену. Если в США был Nu-Metal, то в Германии — Neue Deutsche Härte (NDH) — «Новая немецкая тяжесть». Этот синтетический жанр сформировался в начале десятилетия и представляет собою индастриал-металл с заметным влиянием EBM-электроники (тоже, в общем-то, близкого к индастриалу жанра). Отсюда в NDH тяжёлые рифы и сэмплы. Хорошо подходит к подобной музыке жестковатый немецкий язык, и действительно, в творчестве представителей этого направления он встречается в избытке.

Первой группой, явившей миру новую музыку, стали Oomph! «Defekt», вышедший в 1995 году, — третий альбом группы, и, по общему мнению, самый тяжёлый и агрессивный. Первые два диска (1992 и 1994 года), как и более позднее творчество группы, всё-таки не такие рассерженные на весь белый свет.

-11

72. Rammstein, «Herzeleid»

Хотя группа Oomph! добилась определённой популярности, всё же самыми известными в мире представителями направления Neue Deutsche Härte стали Rammstein. Сложно сказать, что именно выделило их из ряда подобных групп и вознесло на самую вершину, но факт остаётся фактом: про Rammstein знают даже те люди, которые абсолютно далеки от тяжёлой музыки.

Альбом «Herzeleid» 1995 года — первый диск немцев, и хотя мировая известность началась не с него, уже на первенце Rammstein представили свой коронный стиль — механистический индустриальный металл с чуть большим, чем у коллег, использованием электроники, с бодрыми полутанцевальными ритмами и провокационными текстами полностью на немецком. В дальнейшем, в общем-то, от этой находки музыканты не отходили, и это дало основание многим критикам говорить о том, что уже на первом альбоме Rammstein сказали всё, что могли, а затем лишь повторяли уже сказанное. На мой взгляд, такая оценка — крайность, но от истины она не так уж далека: как и у Nu-Metal, у «Новой немецкой тяжести» быстро выявились концептуальные проблемы с развитием идей. Это определило скорый закат жанра, хотя многие его лучшие представители, как и сами Rammstein, с разной степенью успешности функционируют до сих пор.

-12

73. Subway To Sally, «MCMXCV»

Другим интересным направлением на тяжёлой немецкой сцене стал средневековый фолк-металл. Мы уже не раз говорили об экспериментах в данных направлениях, но все они осуществлялись в уже существующих жанрах и использовали разные средства. Теперь же речь можно вести о фолк-металле как таковом. Группа Subway To Sally использует в своём творчестве целый набор струнных и духовых инструментов, исполняя песни преимущественно на немецком. «MCMXCV» — второй альбом коллектива, на котором музыканты и пришли к своему фирменному стилю (на который, впрочем, весьма заметно повлияло творчество английской фолк-металл группы Skyclad).

Эта находка вдохновила многих других исполнителей, и группы, играющие средневековый фолк, стали появляться одна за другой. Отметим лишь две из них. Большой популярности добилась группа In Extremo: в начале карьеры это был чистый фолк, но с альбома 1998 года «Weckt die Toten» направление сменилось на фолк-металл. А в следующем году вышел первый альбом группы Tanzwut, основанной музыкантами, ещё с 1980-х годов подвизавшимися на ниве фолка в рамках проекта Corvus Corax. Характерно, что они выбрали не модель Subway To Sally, а попытались скрестить свою традиционную музыку с уже основательно набравшей тогда популярность «Новой немецкой тяжестью». В итоге получился весьма оригинальный фолк-индастриал-металл.

Первая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-pervaia-59ff8703168a91070ee565c1

Вторая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-vtoraia-59ff8a39e86a9e16996fd651

Третья часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-tretia-59ff96b58c8be3a4da96fd86

Четвёртая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-chetvertaia-5a004ae6799d9db8416fad23

Пятая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-piataia-5a0052ec168a91070ee56721

Шестая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-shestaia-5a00de7ddcaf8e81e24bc81e