Найти тему
Константин Смолий

Heavy Metal в 1995 году. Часть пятая

Середина 1990-х годов — уникальное для металла время. Он перестал быть таким популярным, как десятилетием ранее, но его развитие не только не остановилось, но и стало невероятно плодотворным. В цикле «Heavy-Metal в 1995 году» мы рассмотрим положение дел, к которому пришёл жанр к этому времени и какие новые тенденции были тогда заложены. Через рассмотрение нескольких десятков наиболее заметных и важных альбомов мы будем постепенно приходить к универсальным выводам и умозаключениям о любимой многими меломанами тяжёлой музыке. Итак, вперёд, в 1995-й!

41. King Diamond, «The Spider's Lullabye»

Из всех скандинавских стран Дания, пожалуй, находится на последнем месте по числу металлических групп, компенсируя, однако, количество качеством: датские группы, даже работающие в крайне клишированных жанрах, умудряются каким-то образом обретать индивидуальность.

Самым известным датским музыкантом, без сомнения, является Ким Бендикс Петерсен, скрывающийся под псевдонимом Кинг Даймонд. Свою творческую деятельность он начал ещё в школьные годы, но подлинный успех ему принесла группа Mercyful Fate, первый альбом которой («Melissa») увидел свет в 1983 году. Первый период существования этой группы длился до 1987 года и насчитывал 3 студийные работы, после чего коллектив был распущен. Возрождение бренда Mercyful Fate состоялось через 5 лет, и вплоть до 1999-го под этой вывеской вышло ещё 6 дисков.

Параллельно этому Петерсен основал группу имени себя — King Diamond. Здесь тоже не обошлось без пятилетнего перерыва в записи альбомов: с 1986 по 1990 года были записаны 6 студийников, а с 1995 по 2007-й — ещё 7. Таким образом, полная дискография работ этого плодовитого музыканта насчитывает 22 номерных альбома за 24 года студийной деятельности.

По сути дела, творчество обеих групп можно рассматривать как единое целое, ибо стилистические отличия минимальны — это вполне традиционный хэви-метал. При этом нельзя сказать, что музыка Кинга Даймонда совершенно не эволюционировала: в 1990-е она естественным образом стала несколько сложнее композиционно, а звучание сделало поправку на время. Связано это во многом и с развитием творческого образа Петерсена, которому свойствен высокий уровень театрализации. Так, он одним из первых в металле, ещё до разнообразных блэкарей, начал использовать корпспейнт, т.е. раскраску на лице. Альбомы Даймонда часто концептуальны, и даже в рамках одной песни он может воплощаться в нескольких образах, ведя повествование от лица нескольких персонажей. Удачному воплощению способствуют его широкие вокальные возможности: высочайшие ноты могут внезапно сорваться на несколько октав вниз, а потом снова взмыть в небеса.

Именно развитие театральной компоненты композиционно усложнило творчество Даймонда 90-х, что привело к потере лёгкости в восприятии его музыки. Если ранние песни в силу яркости и простоты могли сразу «лечь на ухо», то содержание таких альбомов, как «The Spider's Lullabye», безусловно, требует более вдумчивого прослушивания и вживания в атмосферу, да и знакомство с текстами не помешает: рассказывать страшные сказочки Даймонд умеет как никто в металле.

-2

42. Lake Of Tears, «Headstones»

И снова Швеция, и снова Doom. Только теперь речь идёт не о тяжести и мрачности дум-дэта, а о музыке с противоположного фланга этого многообразного жанра. Творчество Lake Of Tears довольно лёгко, мелодично и не более чем «меланхолично», поэтому они так же, как и рассмотренный нами немного ранее Sentenced, тяготеют к мейнстриму, лишь в силу жажды мышления запихнуть всё на свою нишу принимая какую-то определённую стилистическую обёртку. Кстати, в отличие от финнов, эти шведы с самого начала стали играть подобную музыку, а не эволюционировали к ней от более тяжёлого формата. Если учесть, что «Headstones» — их второй альбом, который к тому же считается одним из классических, то коллектив можно признать сложившимся с самого начала. Эволюция в их творчестве всё же была, но в минимальных пределах.

-3

43. Funeral, «Tragedies»

Ещё одной, ранее не описанной нами разновидностью дума является так называемый Funeral — самый медленный, мрачный и депрессивный вид этого невесёлого жанра. Его становление прошло в первой половине 90-х. Пионерами, пожалуй, можно назвать финнов Thergothon, которые записали всего 2 диска, но уникальных своей запредельно экстремальной мрачностью, делающей прослушивание этой музыки делом невероятной сложности. В 1994 году стартовали англичане Еsoteric, а в 1995-м — финны Skepticism. У этих коллективов музыка была гораздо более «музыкальной», однако настолько далёкой от вкусов массовой публики, что о какой-то широкой известности или тем более популярности данных групп нечего и говорить. Еsoteric — это вообще, на мой взгляд, идеальное сопровождение для смерти (или, по меньшей мере, для скатывания в безумие).

Ещё на один шаг ближе к традиционному думу располагается норвежская группа, чьё название совпадает с названием направления — Funeral. «Tragedies» — первый полнометражный альбом коллектива. Важным его отличием от других работ направления является использование наряду с гроулингом чистого женского вокала. Как мы уже отмечали в связи с первым альбомом норвежцев «Theatre Of Tragedy», подобное сочетание только входило в моду, не став ещё мейнстримом, но, видимо, что-то эдакое витало в норвежском воздухе в то время… Естественно, женское пение придало музыке лёгкости и воздушности, что, впрочем, не сделало музыку лёгкой для восприятия масс, хотя она выиграла в красоте и разнообразии.

Кстати, Funeral — один из тех коллективов, что на деле воплощают принципы, на которых основано их творчество. Я имею в виду смерть: этой теме, равно как боли и страданиям, посвящена вся лирика группы. И для двоих её членов похоронная тематика не осталась лишь сценическим имиджем. В 2003 году самоубийство совершил вокалист, басист и автор песен Эйнар Фредериксен, а в 2006-м умер гитарист Кристиан Лоос. Впрочем, и без смертей состав группы часто менялся, равно как и специфика её музыки.

-4

44. Darkthrone, «Panzerfaust»

Вообще, Doom в Норвегии особо не прижился и большого распространения не получил. На музыкальном троне в этой стране в то время восседал совсем иной жанр — Black-Metal. Правда, большинство культовых блэковых групп выпустили свои альбомы в 1994 и 1996 годах: среди таковых Dimmu Borgir, Burzum, Mayhem, Emperor, Satyricon, Gorgoroth и Enslaved. 1995 год в этом отношении выдался более бедным, но и здесь есть чем поживиться фанату жанра. Про альбом группы Immortal мы уже говорили, теперь пришла очередь Darkthrone.

Эта группа существует ещё с 1980-х годов, выпуская демо-записи, а дебютный полнометражник появился в 1991 году. Это обстоятельство делает коллектив одним из пионеров «истинного» норвежского блэка. Состоит Darkthrone из двух человек, известных под псевдонимами Фенриз и Ноктурно Культо. До 1994 года был ещё участник Зефирос, но он пропал без вести, и «Panzerfaust» записывался уже без него. Что касается особенностей музыки, то это стопроцентный «тру» — не слишком сложная, но грубая, грязная, холодная и злая музыка. Вся человеческая боль и ненависть слились в этих похожих на скрежет напильника гитарах и в этом вопле голодного раненого зверя, бредущего по тёмному морозному лесу.

Даже уйдя от блэк-металла в 2000-х годах и принявшись барражировать по волнам собственной металлической памяти, делая остановки в разных жанрах тяжёлой музыки, Darkthrone сохранили отзвуки той нашедшей идеальную музыкальную форму злобы на весь жестокий мир, которая сквозит в каждом звуке легендарного альбома «Panzerfaust».

-5

45. Old Man's Child, «Born of the Flickering»

Кроме Darkthrone, из норвежских классиков блэка в 1995 году своим полнометражным дебютником отметились Old Man's Child. И, надо сказать, эти альбомы получились как бы на разных концах музыкального спектра. Если творчество Darkthrone скупо, грубо и минималистично, то их земляки выпустили более богато и сложно звучащую пластинку. А всё потому, что Old Man's Child стали экспериментировать с симфонизмом, чего из норвежских блэкарей в ту пору мало кто делал.

Самыми известными представителями школы симфо-блэка в этой стране станут Dimmu Borgir. Но до их триумфа осталось ещё несколько лет, ибо альбом, сделавший их знаменитыми, музыканты запишут только в 1997 году. А в 1995-м на счету Dimmu Borgir был только один диск, и они находились в самом начале своего творческого поиска. Это заставляет считать Old Man's Child едва ли не пионерами подобной музыки, причём уже первый альбом — «Born of the Flickering» показал всю силу коллектива и до сих пор многими фанатами считается не превзойдённым по атмосфере и мастерству.

Руководит группой Томас Руне Андерсен, более известный под псевдонимом Galder. Со временем он практически распустит музыкантов, начав записывать альбомы едва ли не в одиночку. А в 2001 году, как бы в качестве признания его заслуг, Гальдера позовут в Dimmu Borgir на роль главного гитариста. Тем не менее, Old Man's Child — это не сайд-проект, а полноценная группа, на счету которой уже 7 альбомов.

-6

46. Naglfar, «Vittra»

Швеция как великая металлическая держава не могла себе позволить отстать от гордо поднимающейся волны блэк-металла. Хотя, конечно, таким массовым и величественным, как в Норвегии, это движение здесь не стало. Среди самых громких имён назовём Marduk, отстрелявшихся классическими альбомами в 1994 и 1996 году, а в интересующий нас год выпустившими только мини-альбом «Fuck Me Jesus». И ещё, пожалуй, выделим Dark Funeral, задержавшихся с выпуском своего сильного дебютника «The Secrets Of The Black Arts», а потому пролетевших мимо нашего исследования.

Группа, чей альбом в него всё-таки попадает, не относится к числу грандов первого эшелона даже в рамках Black-Metal. Но в том-то величие Швеции и проявляется, что здесь даже группы, не пробившиеся в элиту, создают продукт высочайшего качества, способный легко выиграть конкуренцию у более именитых брендов и не ставший модным только по случайности. Таковой группой является Naglfar, образовавшийся в 1992-м, а в 1995 выпустивший первый альбом «Vittra». Обращает внимание, что творчество группы посвящено природе Скандинавии и славному прошлому её жителей, да и название ясно указывает на мифологию, а не на отсутствующий здесь сатанизм. Но музыку Naglfar всё же нельзя причислить к «профильному жанру» — викинг-металлу, это чистый мелодичный блэк, каким он бывает, когда музыканты талантливы и ставят музыку превыше идеологической составляющей. Конечно, музыка жёсткая, вокал довольно свирепый, но всё это нисколько не может затенить величественные атмосферные пассажи, тут и там вздымающиеся из-под тяжёлой плиты хтонической блэковой злобы.

Последние две песни альбома «Vittra» — кавер-версии хитов Iron Maiden и Kreator. К настоящему времени на счету группы 6 альбомов, каждый из которых был высоко оценен критиками.

-7

47. Dissection, «Storm Of The Light's Bane»

Итак, в Норвегии в середине 90-х активнее всего развивался блэк-металл, а в Швеции, как мы уже много раз отмечали ранее, дэт в его оригинальных и многообразных проявлениях. Но и в стороне от развития «чёрного металла» шведы не остались. Очевидно, что просто не могли не появиться те, кто попытается смешать эти виды музыки, тем более что непроходимых границ между жанрами экстремальной музыки не существует.

Группой, предложившей самую органичную и интересную модель синтеза, стали Dissection. Если взять творчество таких представителей Swedish Melodic Death Metal, как Dark Tranquillity или At the Gates, с одной стороны, и таких блэкарей, как Naglfar, то строго посередине между ними и расположится Dissection. Своя оригинальная модель мелодичного блэк-дэта была представлена музыкантами на 2 пластинках — дебютной «The Somberlain» 1993 года и развивающей её идеи «Storm Of The Light's Bane» 1995-го. И этого хватило, чтобы прославить имя группы среди ценителей шведской музыки.

Хотя, конечно, в немалой степени этому способствовала и богатая на драматические события история группы. Dissection — тот случай, когда идеология играет роль не меньшую, чем музыка. Так, основатель команды Йон Андреас Нёдтвейдт как раз в 1995 году вступил в сатанинскую организацию «Misanthropic Luciferian Order», где был, по его словам, посвящённым второй ступени и жрецом Сатаны. В 1997 году (а группа к тому времени записала мини-альбом и полностью обновила состав) его осудили на 10 лет за убийство на почве национальной и сексуальной неприязни: под руку Йона неудачно подвернулся алжирец-гомосексуалист. Несмотря на то, что и в тюрьме музыкант не оставил своей организаторской деятельности и участвовал в создании аффилированного с MLO братства «Werewolf Legion», выпустили его уже через 7 лет. Оказавшись на свободе, Нёдтвейдт снова собрал группу, и новый альбом Dissection — «Reinkaos» — увидел свет в 2006 году. Но дальше дело не пошло: через несколько месяцев мёртвое тело Йона было обнаружено у него дома лежащим в круге свечей. Музыкант выстрелил себе в голову из пистолета.

-8

47.1 Mayhem, «Dawn Of The Black Hearts»

Затронув тему «сатанизм и самоубийство», мы не можем не упомянуть об одном диске, напрямую этой темы касающегося. Речь пойдёт о группе Mayhem, которая по праву считается одним из пионеров классического Black-Metal, ибо выпускает демо-записи, концертники, синглы и сплиты ещё с 1985 года. Хотя сатанинская тематика к этому времени уже стала в металле чем-то само собой разумеющимся, всё же заигрывания с тёмными силами чаще всего были лишь частью сценического образа музыкантов. Именно норвежские блэкари стали первыми, кто сделал сатанизм своим мировоззрением и перенёс его за пределы сцены.

Для группы Mayhem «тёмная идеология» с самого начала стала чем-то большим, чем внешний антураж. Ещё в 1987 году тогдашний вокалист Maniac (Свен Эрик Кристиансен) совершил попытку самоубийства и был помещён в психиатрическую лечебницу. Его место в группе занял швед Пер Ингве Олин, даже псевдоним которого (Dead — Мертвец) говорил о важности и значимости для него темы смерти. И в 1991 году, в возрасте 22 лет, он сделал то, что не довёл до конца его предшественник — покончил с собой, порезав вены и выстрелив в голову из ружья.

Mayhem к тому времени начали работать над своим первым полнометражным альбомом. Олин успел только написать для него тексты песен, а петь пришлось уже другому вокалисту. Но на этом злоключения группы не закончились: весь металлический мир потрясла история, когда игравший в это время в группе на басу Варг Викернес (известный благодаря своему проекту Burzum) убил гитариста Евронимуса. Оба они были членами организации «The Inner Black Circle Of Norway», увлекались сатанизмом и тем или иным образом участвовали в поджогах церквей (возможно, лишь как идейные вдохновители). Истинные причины убийства не известны до сих пор, но из-за этого совершённого в 1993 году преступления альбом «De Mysteriis Dom Sathanas» задержался ещё на год.

После выхода этого считающегося классическим диска Mayhem временно развалились, но в 1995 году барабанщик Hellhammer (Ян Аксель Бломберг) возродил группу. Последовавший за воссоединением концертник 1995 года «Dawn Of The Black Hearts» содержит любопытную деталь: на его обложку помещена подлинная фотография Дэда, сделанная после самоубийства. И это изображение, на котором видны нелицеприятные подробности, служит хорошим выражением искренности и бескомпромиссности людей, для которых экстремальный металл был не досужим занятием и не данью моде, а подлинным стилем жизни.

-9

48. Absu, «The Sun Of Tiphareth»

Музыкальные адепты оккультных знаний к 1995 году появились и в США. Образованная в Техасе группа Absu определяет своё направление как «мифологический оккультный металл», в её творчестве нашли отражение мифы кельтов и народов древнего Ближнего Востока. С чисто музыкальной же точки зрения это довольно редкая смесь блэка и трэша, замешанная на нешуточной прото-симфонической эпичности. «The Sun Of Tipareth» — второй альбом группы; первый («Barathrum: V.I.T.R.I.O.L») вышел двумя годами ранее.

Этот альбом можно назвать бальзамом на душу всем любителям быстрого и динамичного трэша, явно дефицитного в 1995 году. Руководит группой Absu вокалист и барабанщик с гораздо более изобретательным, нежели «Маньяк» или «Мертвец», прозвищем, — Проскриптор МакГоверн.

-10

48.1 Nile, «Festivals of Atonement»

В этом месте необходимо сделать ещё одно отступление и рассказать о группе Nile. Хотя мифология, магия и прочий оккультизм не нашли в США такого распространения, как в Европе, всё же и здесь нашлись музыканты —популяризаторы древних мифов. Скажем, группа Nile из Южной Каролины играет техничный Death-Metal не без некоторой брутальности, и трудно было бы ей как-то выделиться из большого количества американских групп того времени, если бы не новшество: попытка смешения дэта с восточными мотивами. То есть Nile решили не ограничиваться лирикой и эстетикой оформления обложек в египетском стиле, а стали вплетать в свои и без того сложные структуры элементы принципиально иной музыкальной культуры. Получившийся результат был признан успешным и критиками, и ценителями жанра, благодаря чему группа стала одной из самых уважаемых в своём стиле.

Но всё это впереди, ведь в 1995 году у Nile вышел лишь первый ЕР «Festivals of Atonement», своего рода проба пера. А до первого полнометражного альбома оставалось ещё 3 года.

-11

49. Kataklysm, «Sorcery»

Канадские дэтстеры Kataklysm также положили в основу своей лирики религиозно-мифолого-магические сюжеты. Причём сложность сюжетов вполне соответствует сложности самой музыки — структурно хаотичной и непредсказуемой. Чтобы терминологически зафиксировать особенности работы своей мощнейшей ритм-секции, музыканты даже придумали собственный стиль — «Northern hyperblast». Рык Сильвена Уда, или даже два или три разных рыка, не менее мощны.

Выдав в 1995 году довольно оригинальный первый альбом «Sorcery», канадцы со временем отказались от найденной ими экстремальной модели музыки и двинулись к более прямолинейному, но и более мелодичному дэту. Точнее, стандартно мелодичному, ибо применительно к раннему творчеству Kataklysm о каких-либо стандартах и мэйнстриме говорить не приходится вообще.

-12

50. Bal-Sagoth, «A Black Moon Broods Over Lemuria»

Рассматривая альбомы таких групп, как Summoning или Blind Guardian, мы отмечали, что для музыкантов источником вдохновения становятся не только реальная история и мифы, но и творчество современных писателей, в основном представителей фантастики, фэнтези и мистики с хоррором. Вот и британский коллектив Bal-Sagoth органично вплёл в свои повествования художественные идеи и образы современных авторов (в частности, название группы Байрона Робертса восходит к названию книги Роберта Говарда).

Но Bal-Sagoth примечателен не только этим, но и своеобразной версией синтеза блэка, дэта и симфонических элементов. Напомним, что 1995 год — время лишь первых опытов в этом направлении, и получившиеся у разных групп варианты пока далеки от той совершенной формы, в которую отлился симфо-блэк в течение нескольких последующих лет. Первый опыт группы — «A Black Moon Broods Over Lemuria» — на мой взгляд, немного перебарщивает с жёсткостью и мрачностью, что стало возможным благодаря повышенной доли дэта в общем коктейле. Но следующие альбомы исправят этот маленький недостаток: дэт эволюционирует в пауэр, и периодически загоняемые на галерку симфонические элементы смогут проявиться во всей своей помпезной торжественности. И такая версия симфо-блэка, как представляется, идеально подходит для концептуальных повествований о древних богах, магии, о делах земных и небесных.

Нельзя не упомянуть и о другой английской группе, которая в середине 90-х искала рецепт создания красивой атмосферной версии Black-Metal. Это, конечно же, Cradle Of Filth, выпустившие первенца «The Principle Of Evil Made Flesh» в 1994 году. Дебютный альбом «крэдлов» тоже был ощутимо тяжелее последующих, но группа довольно быстро нашла свой фирменный стиль на стыке симфо-блэка и готики. Результат оказался настолько впечатляющим, что Cradle Of Filth превратились в одну из наиболее значительных групп за всю историю металла. К сожалению, их соотечественников Bal-Sagoth сия чаша миновала, хотя в остальном между двумя группами можно усмотреть много общего. Если оставить в стороне технические детали, то общим мне кажется то ощущение присутствия рядом с собой иного мира, прячущегося от скептического взгляда по тёмным углам, но оживающего при первых звуках мрачной и таинственной музыки.

Первая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-pervaia-59ff8703168a91070ee565c1

Вторая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-vtoraia-59ff8a39e86a9e16996fd651

Третья часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-tretia-59ff96b58c8be3a4da96fd86

Четвёртая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-chetvertaia-5a004ae6799d9db8416fad23