Найти тему

Что хотел сказать художник

Оглавление

Всю жизнь исправно ходила на выставки современного исскусства с чувством некоторого недоумения. К чему все эти сложности? Если вашему перфомансу нужен гид и объяснение на трех листах, — то почему бы просто словами не сказать? На биеннале современного искусства и архитектуры я нашла ответ.

В павильоне Малазии на Венецианской биеннале на настенных экранах крутили видео. На одном из них художник держал в руках буддийский сувенир, купленный в туристической лавке. Так странно, говорил он, что знаки веры превращаются в такие утилитарные вещи. Может, сделать из него что-то действительно полезное?

Он достал ножовку, инструменты и резать из искусно обработанного сувенира тарелку для еды. Отрезал ненужное, выдолбил углубление, аккуратно обработал края.

Картинка похожего сувенира из Интерета, второе фото из павильона
Картинка похожего сувенира из Интерета, второе фото из павильона

И тут до меня дошло.

Он ведь, и правда, мог просто сказать. Мог прийти из лавки и пожаловаться маме. Или написать пост на фэйсбуке про то, что его веру никто не уважает. Мог бы даже опубликовать статью в местной газете.

Вместо этого он просидел полдня, стружка за стружкой превращая предмет в то, что он о нем думает. Он заставил меня посмотреть на предмет его глазами, пережить трансформацию вместе с ним. И меня этот процесс шокировал куда больше, чем какие-нибудь совокупляющиеся кони в вакууме.

Художник — это человек, который делает то, что думает.

Искусство всегда было актом коммуникации - не словесным, а материальным. Вместо слов художник выдаёт зрителю кусок своего чувственного опыта: свет, свет, тени, блики, фактуры, эмоции. Художник не скажет вам "Это была очень красивая женщина". Он проведет за работой недели и годы, чтобы вы сами это увидели  — и поверили.

Художник не просто хочет высказаться — он хочет, чтобы ему поверили.

Чтобы этого достичь, художники перестали церемониться с ощущениями зрителей. А почему, собственно, зритель должен наслаждаться, глядя на страдания других людей? - спросил однажды Пикассо и написал свою "Плачущую женщину". Женщина в отчаянии кусает платок, её мир разрушен — и нам больно смотреть на неё, на острые углы и раскуроченные черты лица. Правда важнее красоты: современные художники руководствуются именно этой логикой.

Guido Reni "Saint Sebastian", 1616 and Pablo Picasso "Weeping woman" 1937
Guido Reni "Saint Sebastian", 1616 and Pablo Picasso "Weeping woman" 1937

Правда важнее красоты, пережитый опыт важнее внешнего образа.

Современный художник — это человек, который делает то, что думает. Можно волноваться по поводу экологии, а можно сделать инсталляцию из бутылок и пакетов, убивших морских птиц. Можно ворчать по поводу современного общества, а можно сделать перфоманс, на котором люди будут вынуждены посмотреть друг другу в глаза. Можно ругать правительство на кухне, а можно прибить яйца к брусчатке у Кремля.

Да, непонятно, глупо и раздражает. Но искусство больше не слуга, задача которого — ублажить хозяина. Это полноправный участник диалога. И он делится с нами собственной жизнью, собственной личной правдой.

***

Другие статьи и заметки на телеграм-канале Ошибки коммуникации